Сегодня, 24 апреля, состоялся брифинг представителей общественной организации «Справедливая защита» Ивана Копыла и Александра Моисеева. Об этом сообщает корреспондент официального сайта ДНР. В ходе брифинга Иван Копыл рассказал о проведенном расследовании обстрела артиллерией ВСУ гражданских объектов Донецка 11 апреля 2018 года.

«11 апреля 2018 года крупнокалиберная артиллерия Вооруженных сил Украины произвела обстрел Донецка и еще восьми населенных пунктов ДНР. Всего за сутки по территории Республики было выпущено более 600 снарядов. Это был один из самых сильных обстрелов, произведенных ВС Украины по мирным объектам в текущем году. В Донецке под вражеский огонь попали микрорайон Октябрьский, «Вольво-центр», Трудовские и район шахты им. Абакумова. В результате обстрела ранения получили семеро мирных жителей, также было повреждено 38 домостроений и объектов инфраструктуры. Несмотря на то, что «Пасхальное перемирие» как достигнутая Минской контактной группой договоренность по соблюдению всеобъемлющего, устойчивого и бессрочного режима прекращения огня, действующее с 00:01 (мск) 30 марта 2018 года, стало нарушаться украинской стороной уже через 10 часов после его начала, массовость обстрела 11 апреля окончательно поставила в перемирии точку.

Общественная организация «Справедливая защита» (ОО «СЗ», бывшая Общественная комиссия по фиксации военных преступлений) сразу после обстрела в тот же день к 15:00 (мск) прибыла на улицу Ленкоранскую в Донецке, где совместно с экспертом в области криминалистики и баллистики, д.ю.н. Александром Моисеевым, осмотрела 5 воронок от взрывов рядом с домами №№ 11, 12, 17. Результаты проведенного расследования, основанного на фактических данных и выводах специалистов, отличаются от данных, представленных в соответствующем отчете ОБСЕ. ОО «СЗ» полагает, что обстрел был произведен из 120-мм минометов или 122-мм крупнокалиберных нарезных орудий с запада — северо-запада, со стороны села Невельское.

К обстрелу могли быть причастны следующие подразделения ВС Украины:

— артиллерия 72-й отдельной механизированной бригады (омбр) под командованием полковника Андрея Соколова. На вооружении бригады стоят 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»;

— подразделения 25-й отдельной воздушно-десантной бригады (овдбр) полковника Олега Зенченко. На вооружении имеются 120-мм артиллерийско-минометные установки 2С9 «Нона-С»;

— батальонные тактические группы (БТГ), создаваемые из подразделений разных бригад ВС Украины, и диверсионно-разведывательные группы, использовавшие 120-мм возимые минометы 2Б11.

Обстрел велся из зоны ответственности 72-й омбр, где, вероятно, расположены зоны ответственности отдельных батальонов 25-й овдбр, разбросанные вдоль линии фронта и включаемые в БТГ. Штаб 25-й овдбр расположен в тылу украинских войск – в Димитрове.

ОО «СЗ» полагает, что использование орудия неизбирательного действия является «умышленным нанесением ударов по гражданскому населению как таковому», что, в соответствии с пунктом 2 е, подпунктом i Римского устава Международного уголовного суда содержит признаки состава военного преступления», — отметил Иван Копыл.

Он также напомнил, что 1 ноября 2016 года Следственный комитет РФ уже возбуждал уголовные дела против комбрига 72-й омбр ВС Украины, полковника Андрея Соколова, обвинив его в прицельном артобстреле 15-16 марта 2016 Ясиноватой и Старомихайловки. Управление Народной милиции ДНР неоднократно обвиняло полковника Олега Зенченко в отдаче приказов на обстрел ДНР (последний обстрел 25-й овдбр, унесший жизни мирных граждан в Ясиноватой 21 декабря 2017 года).

«По мнению ОО «СЗ», активизация войск ВСУ в начале апреля текущего года была сопряжена с политическими решениями нынешнего руководства Украины, которое, видимо, посчитало, что на фоне наступления США и их союзников в Сирии срыв перемирия в Донбассе украинской стороной останется для Киева безнаказанным. ОО «СЗ» считает, что ответственность за данное конкретное преступление, как и за все предыдущие военные преступления, совершенные военизированными формированиями Украины в рамках «антитеррористической операции», обязано нести военно-политическое руководство Украины, включая президента Украины Петра Порошенко, секретаря СНБО Украины Александра Турчинова, министра обороны Украины Степана Полторака, начальника Генштаба, главнокомандующего ВС Украины Виктора Муженко», — подчеркнул Иван Копыл.