В адрес Верховного Суда Донецкой Народной Республики поступил «Доклад о ситуации с правами человека на Украине в период с 16 мая по 15 августа 2018 года Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека». Данный доклад освещает якобы имеющие место проблемы в отправлении правосудия в ДНР, но информация, изложенная в докладе, не имеет документального подтверждения. С комментариями по данному вопросу сегодня, 16 октября, выступила пресс-служба Верховного Суда ДНР.

«В пункте 79 доклада говорится о том, что «лиц, «обвиняемых» в принадлежности к украинским вооруженным силам или СБУ или в связях с ними, «судят» в закрытых заседаниях». На основании части 2 статьи 86 Конституции ДНР законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции. В период с 16 мая по 15 августа 2018 года при рассмотрении указанных в докладе дел в судах Донецкой Народной Республики судьи руководствовались Уголовно-процессуальным кодексом УССР от 28 декабря 1960 года, статья 20 которого гласит, что разбирательство дел во всех судах открыто за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или другой защищенной законом тайны. Слушание дел в закрытом заседании суда осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства и с соблюдением всех конституционных прав и свобод граждан. Приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично. Обращаем внимание, что в адрес Верховного Суда ДНР за указанный в докладе период жалоб от представителей Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о недопуске их на какое-либо судебное слушание в судах Донецкой Народной Республики не поступало. Таким образом информация, отраженная в пункте 79 доклада, искажает действительность и обеспокоенность УВКПЧ о несоблюдении гарантий публичности судебных слушаний беспочвенна.

Освещенная в пункте 80 информация о том, что «адвокаты, которых назначают представлять интересы лиц, задержанных в связи с конфликтом, лишь формально выполняют свои функции защиты», и ссылка на якобы имевшее место интервью, проведенное УВКПЧ 19 июля 2018 года, также не нашла своего подтверждения. На основании части 2 статьи 41 Конституции ДНР, а также в соответствии со статьей 47 Уголовно-процессуального кодекса УССР от 28 декабря 1960 года, каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным, их законными представителями, а также иными лицами по просьбе или с согласия подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного. Обращаем внимание, что за период с 16 мая по 15 августа 2018 года в адрес Верховного Суда ДНР жалобы или заявления подсудимых об отводе/смене защитника/адвоката при рассмотрении упомянутых дел в докладе не поступали, таким образом информация, отраженная в докладе, не нашла своего документального подтверждения.

В целом, анализируя доклад и сопоставляя изложенную информацию о состоянии отправления правосудия на территории Украины и на территории Донецкой Народной Республики, хотелось бы отметить явное недовольство УВКПЧ состоянием именно украинской судебной системой, ее несостоятельностью и неспособностью защитить конституционные права и свободы своих граждан в рассмотрении дел, ответчиками по которым являются неонацисты, радикалы и крайне правые группы лиц», — прокомментировали в пресс-службе Верховного Суда ДНР.