С начала 2018 года Министерством экономического развития были поставлены цели по переходу на качественно иной уровень осуществления закупок за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике. Стартовым импульсом этого начинания стала разработка концепции Электронной торговой площадки (ЭТП), которая «свяжет» между собой в едином информационно-торговом пространстве производителей, поставщиков, исполнителей, подрядчиков, покупателей, заказчиков закупок за бюджетные средства и обеспечит их эффективное, а главное – продуктивное взаимодействие, отмечает пресс–служба ведомства.

В кратчайшие сроки концепция нашла воплощение в пилотной версии ЭТП, функционал которой позволяет проводить регистрацию пользователей ЭТП, для поставщиков и производителей – размещать данные о номенклатуре товаров и ценах, для всех заинтересованных – знакомиться с информацией о зарегистрированных на ЭТП компаниях, предприятиях, организациях и физических лицах-предпринимателях. На тестовой версии ЭТП уже зарегистрировались 156 субъектов хозяйственной деятельности, в том числе: государственные и коммунальные предприятия – 25; юридические лица других организационно-правовых форм и их филиалов – 90; физические лица-предприниматели – 41.

С момента запуска тестовой версии ЭТП в течение года Министерством проделан большой объем работы по разработке и тестированию расширенного набора основных сервисов ЭТП, а также институализации и легитимизации ее функционирования.

Для аккумулирования перспективных идей относительно развития и инноваций в области закупок за бюджетные средства представители Минэкономразвития ДНР посетили Всероссийский форум-выставку «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», состоявшийся в апреле 2018 года.

Процесс изменений в системе закупок за бюджетные средства производился и по другим направлениям. Так, например, в соответствии с изменениями во Временный порядок, вступившими в силу с 21.02.2018 г., на веб-портале Министерства по вопросам закупок внедрен электронный документооборот, включающий в себя сервис автоматического формирования печатных форм, обязательных при проведении закупок, и исключающий необходимость предоставления данных документов в Министерство в бумажном виде.

В части администрирования и сопровождения работы веб-портала закупок за истекший год администрированы 4554 объявления о проведении процедур закупок и об их результатах, в том числе по открытым конкурсам – 3831 (84,12%), по запросам ценовых предложений объявлений – 171 (3,75%), по процедуре закупки у одного участника – 552 (12,12%). В отношении закупки у одного участника в 2018 году в Министерство поступило 287 пакетов документов для согласования применения данной процедуры, по результатам изучения которых было предоставлено 188 согласований. Самым применяемым основанием для проведения данной неконкурентной процедуры, носящей исключительный характер, в 2018 году стала отмена открытого конкурса по причине отсутствия достаточного количества предложений.

В сравнении с 2017 годом отмечено снижение количества ошибок, допускаемых заказчиками при формировании и размещении информации о закупках на веб-портале, чему в значительной степени способствует работа Министерства по оказанию консультационно-разъяснительной поддержки. Так, в течение года было предоставлено более 13,3 тысяч консультаций, в том числе на личных приемах – 292, в форме письменных разъяснений по вопросам применения норм Временного порядка и других нормативных правовых актов в сфере закупок за бюджетные средства – 130.

В 2018 году был продолжен открытый диалог с бюджетными организациями по вопросам осуществления закупок. Так, Министерством проведены специализированные семинары, включающие теоретическую часть и практикум, из них на площадке Министерства – 4, выездных – 7. Специалисты Министерства положительно оценивают опыт 2018 года в части работы с организациями, предприятиями, учреждениями, вовлеченными в процесс закупок за бюджетные средства, и делают акцент на том, что и в 2019 году намерены продолжить сотрудничество в формате открытого, доверительного диалога.

Неотъемлемой частью деятельности Министерства является организация повышения квалификации членов комитетов по конкурсным закупкам. В 2018 году посредством веб-портала для прохождения обучения зарегистрировано 978 человек. По результатам итоговой аттестации удостоверения установленного образца получили 935 слушателей курсов, среди них:

* представители сферы здравоохранения – 177 (19,41%);
* сотрудники органов местного самоуправления – 176 (19,30%);
* работники образования и науки – 141 (15,46%);
* сотрудники органов государственной власти – 130 (14,25%);
* представители республиканских фондов – 119 (13,05%);
* работники других сфер деятельности – 169 (18,53%).

В целях конкретизации норм законодательства относительно сроков обязательного повышения квалификации в сфере закупок Министерством в 2018 году были внесены изменения в Порядок повышения квалификации членов комитета по конкурсным закупкам в сфере организации проведения закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства, утвержденный Приказом Минэкономразвития ДНР от 06 сентября 2016 № 94.

В течение 2018 года на повышение качества осуществляемых процедур была направлена деятельность Министерства по мониторингу закупок за бюджетные средства. Специалистами Минэкономразвития проанализированы процедуры закупок с III квартала 2016 года по IV квартал 2018 года. За отчетный период подготовлено 47 заключений о результатах мониторинга закупок. Заключения о результатах избирательных мониторингов публикуются на официальном сайте Министерства экономического развития и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Непосредственно в течение календарного года было проведено (начато и завершено) 38 мониторингов, из них 34 по инициативе Министерства и 4 по запросам правоохранительных и контролирующих органов. При этом количество заказчиков, чьи процедуры были изучены на предмет соответствия действующей нормативной правовой базе в сфере закупок за бюджетные средства составило 34; количество процедур закупок – 87, в рамках анализа которых, в свою очередь, изучено 241 конкурсное предложение участников.

Подспорьем в части объективного отбора процедур для последующего анализа соблюдения законодательства и эффективности проведения процедур стала разработанная и утвержденная Методика применения усредненных показателей при отборе процедур закупок для избирательного мониторинга. Применение данного механизма обеспечивает прозрачность выбора объектов мониторинга. Приказом Минэкономразвития от 01.11.2018 №107 в Порядок проведения мониторинга закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике были внесены изменения, которые предусматривают, в том числе, утверждение плана проведения избирательных мониторингов на бюджетный период, который также подлежит обнародованию на официальном сайте Министерства. Публикация данных о запланированных мероприятиях по анализу закупок за бюджетные средства – это еще один шаг к достижению открытости и прозрачности мониторинговой деятельности Министерства.

По мнению Уполномоченного органа, наработанная в течение 2018 года база подготовленных и обнародованных на официальном сайте результатов мониторингов окажет положительное влияние на качество закупочной деятельности в будущем, а значит, и на рациональное использование и освоение бюджетных средств Республики.