Согласно требованиям действующего законодательства, для размещения отходов на полигонах субъекты хозяйствования, эксплуатирующие полигоны ТБО, должны получить в Госкомэкополитики при Главе ДНР соответствующие разрешительные документы. На сегодняшний день из 30 полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории Республики, действующими являются 23. Для их эффективной эксплуатации необходимо принять ряд первоочередных организационно-технических мер. Об этом 15 января в ходе брифинга в Доме природы в Донецке рассказал заведующий сектором обращения с отходами и химическими веществами Госкомэкополитики при Главе ДНР Павел Шатохин.

Сдерживает получение разрешительных документов несколько причин. «Прежде всего, это отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки под полигонами. Поскольку большинство из них работают более 30-40 лет, понятно, что проблема эта возникла не вчера, но, тем не менее, по различным причинам долгое время не решалась. В последнее время ситуация стала меняться, так, например, в конце 2018 года были оформлены документы на землю под полигоном ТБО города Ясиноватая, а в январе текущего года – под полигоном ТБО Старобешевского района.

Стоит заметить, что в соответствии с нормами Закона ДНР «Об отходах производства и потребления» определение специально отведенных мест или объектов обращения с отходами, а также организация соответствующих мер по их размещению на своей территории находится в компетенции органов местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления должны содействовать созданным ими коммунальным предприятиям, осуществляющим размещение отходов на своих полигонах, и координировать их действия в решении различных вопросов, в том числе и оформлении правоустанавливающих документов под полигонами ТБО», — сказал Павел Шатохин.

Вторая проблема – достижение полигонами своих проектных мощностей (многие из них начали эксплуатироваться еще при Советском Союзе). Информация, указанная в документах, не всегда соответствует действительности, так как на большинстве полигонов отсутствует весовое оборудование, а учет размещаемых отходов ведется по так называемым «машиноходкам», что, конечно, в конечном итоге приводит к получению недостоверных сведений о наполненности полигона.

«Одна же из основных причин резкого сокращения свободных мощностей на полигонах – устаревшая система сбора и вывоза ТБО, при которой отходы поступают на полигон в смешанном виде без предварительной сортировки. Здесь оседает огромное количество «полезных» материалов, которые могли быть переработаны и использованы повторно в хозяйственной деятельности, что, безусловно, позволило бы сберечь часть природных ресурсов, в том числе не возобновляемых», — уточнил заведующий сектором обращения с отходами и химическими веществами.

По мнению Павла Шатохина, чтобы решить вышеуказанные проблемы, необходимо принять ряд первоочередных организационно-технических мер.

«Ввести на законодательном уровне мораторий на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при оформлении правоустанавливающих документов под существующими полигонами ТБО, что позволит оформить правоустанавливающие документы под полигонами ТБО и получить лимиты на размещение отходов на них. Также провести на полигонах, достигших проектных мощностей, топографо-геодезические съемки с целью установления фактического объема накопленных отходов и наличия свободных мощностей. И рассмотреть вопрос возможности увеличения проектных параметров полигона путем увеличения высоты или доотвода земельных участков для эксплуатации полигонов с разработкой соответствующей проектной документации для каждого вида указанных работ.

Мы считаем необходимым разработать cтратегию по обращению с отходами, направленную на предотвращения и уменьшения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека. Строительство новых региональных полигонов ТБО, охватывающих определенные агломерации территории ДНР, внедрение системы раздельного сбора отходов путем введения 2-х контейнерного принципа накопления отходов с разделением на жидкие (пищевые) и твердые, внедрение новых технологий сортировки, переработки и утилизации отходов.

В этой связи закономерно возникает вопрос законодательного введения утилизационного сбора (на утилизацию товаров, тары и упаковки), а главное – создания целевого Республиканского экологического фонда. Он, безусловно, может стать источником финансирования природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления, направленных на предотвращение, уменьшение и устранение загрязнения окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также научных исследований по данным направлениям», — подытожил заведующий сектором обращения с отходами и химическими веществами Госкомэкополитики при Главе ДНР Павел Шатохин.