В Минске состоялось заседание подгруппы по вопросам безопасности.

Согласно повестке заседания, основными вопросами были последствия нарушений украинской стороной действующего перемирия и необходимость скорейшего согласования сторонами дополнительных мер по усилению и контролю режима прекращения огня (РПО).

Несмотря на договоренности по соблюдению всеобъемлющего, устойчивого и бессрочного режима прекращения огня в связи с новогодними и рождественскими праздниками с 01:01 (мск) 29 декабря 2018 года, перемирие регулярно нарушалось украинской стороной.

Согласно данным Представительства ДНР в СЦКК и в переговорном процессе, с 30 января по 12 февраля было зафиксировано 253 нарушения РПО (в предыдущий период – 186), повреждены 14 жилых домов и 1 объект инфраструктуры.

Несмотря на то, что ВФУ не применяли запрещенную Минскими соглашениями крупнокалиберную артиллерию и танки, вдвое возросло количество обстрелов территории ДНР с применением минометов:

28 раз использовались минометы калибра 120 мм, выпустившие 137 мин;

41 раз – минометы калибра 82 мм, выпустившие 226 мин;

Горячими точками оставались окрестности Горловки и юг Республики, а также населенные пункты: Донецк (поселок шахты «Трудовская», Вольво-центр), Ясиноватая, Докучаевск.

Кроме того, продолжается практика регулярных обстрелов важного инфраструктурного объекта, который снабжает водой более 1 млн. человек по обе стороны от линии соприкосновения, – Васильевской насосной станции.

С 30 января было зафиксировано 4 случая обстрела района станции со стороны ВФУ: 31 января, 7, 8 и 12 февраля.

Как правило, ВФУ открывают огонь во время ротации персонала. Так, 8 февраля служебный автомобиль КП «Компания «Вода Донбасса», следовавший по дороге от станции, подвергся обстрелу с позиций ВФУ. В этот момент в машине находилось 11 сотрудников станции, из них 3 женщины. Огонь не прекращался полчаса, люди едва успели покинуть транспортное средство и укрыться в безопасное место.

Официальный представитель Республики в рабочей группе по вопросам безопасности Алексей Никоноров подчеркнул, что с момента подписания «рождественского» перемирия ВФУ 7 раз подвергали обстрелу район Васильевской насосной станции.

  • «Из-за систематических обстрелов ВФУ персонал станции не может нормально добираться до места работы. Если есть такая проблема и она никак не разрешается, необходимо принимать дополнительные меры. Это продиктовано той реальностью, которая у нас сейчас существует. Необходима дополнительная мера по защите объектов критической инфраструктуры, и она существует в общих предложениях. Необходимо дополнительное регулирование соблюдения РПО во время предоставления гарантий безопасности, так как даже при наличии таковых РПО нарушается украинской стороной», – заявил Никоноров.

Также он отметил, что до сих пор украинская сторона не провела разбирательства ни по одному факту обстрелов территорий Республик, в результате которых был нанесен ущерб здоровью и имуществу мирных жителей, а также объектам инфраструктуры.

  • «До сих пор нет никакой информации о мерах реагирования. По тем инцидентам, которые были уже неоднократно озвучены, отображены в отчетах СММ, виновные до сих пор не наказаны, не проведены разбирательства, не сделаны никакие выводы», – сообщил представитель Республики.

Алексей Никоноров подчеркнул, что все эти меры прописаны и консолидированы в документе СММ ОБСЕ. Необходима предметная и детальная проработка каждого пункта и фиксация достигнутого прогресса. Скорейшее принятие дополнительных мер поспособствует привлечению виновных к ответственности за нарушение режима прекращения огня.

Кроме того, представитель Республики отметил, что украинской стороной нарушаются п. 2 Комплекса мер и Дополнение к Комплексу мер по отводу тяжелого вооружения и созданию зоны безопасности шириной 30 км. Так, согласно отчетам СММ ОБСЕ, за указанный период было зафиксировано присутствие запрещенного вооружения и техники в нарушение линий отвода в зоне безопасности и вне мест хранения со стороны ВФУ.

Также Алексей Никоноров обратил внимание, что вооруженные формирования Украины продолжают препятствовать работе и техническим средствам наблюдателей миссии фиксировать нарушения.

Согласно отчетам СММ ОБСЕ, в период с 30 января по 12 февраля ВФУ препятствовали мониторингу наблюдателей миссии и глушили БПЛА – 6 раз.

Кроме того, представитель Республики сделал акцент на недопуски наблюдателей на объекты размещения тяжелого вооружения с украинской стороны. Согласно отчетам СММ ОБСЕ, за отчетный период зафиксировано 6 таких случаев:

    • «Патруль миссии не смог проехать через мост в Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована», – говорится в отчете по состоянию на 1 февраля

    «4 февраля, осуществляя полет над подконтрольными правительству районами вблизи линии соприкосновения в западной части Луганской области, БПЛА СММ дальнего радиуса действия терял сигнал GPS, по оценке, в результате глушения.

    5 февраля, когда команда миссии осуществляла полет мини-БПЛА СММ вблизи блокпоста Вооруженных сил Украины, расположенного к северу от участка разведения в районе Золотого, военнослужащий подошел к наблюдателям и сказал прекратить полет аппарата, заявив, что ему о нем не сообщали. Наблюдатели отозвали БПЛА и покинули этот район», – сообщается в отчете по состоянию на 5 февраля.

    «10 февраля на железнодорожной станции в Хлебодаровке (подконтрольный правительству, 65 км к юго‑западу от Донецка) офицер Вооруженных сил Украины сказал патрулю миссии покинуть территорию станции и продолжать мониторинг за ее пределами», – отмечается в отчете по состоянию на 10 февраля.

    «Двое военнослужащих Вооруженных сил Украины отказали патрулю миссии в доступе на территорию военного объекта, расположенного на северо-западной окраине Донского (подконтрольный правительству, 57 км к югу от Донецка).

    В месте размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе Луганской области военнослужащий Вооруженных сил Украины и охранник частной охранной компании не отказали патрулю миссии в доступе к объекту», – сказано в отчете по состоянию на 11 февраля.

Данные факты продолжают свидетельствовать о нежелании украинской стороны выполнять свои обязательства, взятые в рамках Минских соглашений.