Сегодня исполняется пять лет со дня подписания Минского протокола, положившего начало дипломатическому пути урегулирования конфликта в Донбассе. К сожалению, украинская сторона отнеслась к исполнению своих обязательств по данному документу крайне недобросовестно, что обусловило необходимость подписания на его основе еще одного, более детализированного соглашения – Комплекса мер. Именно он впоследствии был одобрен Декларацией лидеров стран-гарантов Минских соглашений и Резолюцией Совета Безопасности ООН, что сделало его обязательным к исполнению нормативным правовым актом. Тем не менее, даже такой высокий международно-правовой статус этого документа не является для украинских властей достаточным основанием к тому, чтобы точно и неукоснительно соблюдать все закрепленные в нем обязательства — на сегодняшний момент ни одно из них не было полноценно реализовано Украиной.

Отметим, что, хотя нам и удалось добиться определенных подвижек в сфере безопасности — в частности, было согласовано всеобъемлющее бессрочное перемирие и дополнительные меры по контролю за его соблюдением, – говорить о существенных стабильных результатах пока преждевременно. Украинская сторона не стремится сохранять этот хрупкий прогресс и цинично нарушает с таким трудом достигнутые договоренности.

Киев также не спешит решать накопившиеся экономические вопросы, такие как выплаты пенсий жителям Республик, а также погашение долгов перед работниками КП «Компания «Вода Донбасса» и железной дороги. Украинские представители обусловливают это тем, что они якобы не могут предоставить никаких конструктивных механизмов по урегулированию данных вопросов, хотя мы регулярно предлагаем различные варианты для обсуждения.

Нашим представителям в группе по гуманитарным вопросам удалось разблокировать обсуждение обмена удерживаемыми лицами. Со стороны Республик формальности процессуальной очистки практически завершены, на данный момент дата проведения обмена зависит исключительно от Киева и его стремления как можно быстрее завершить все необходимые юридические процедуры со своей стороны.

Однако самое главное препятствие в установлении долгосрочного и устойчивого мира в Донбассе — это намеренное блокирование украинской стороной дискуссии по политическим пунктам Комплекса мер.

Вместо прямого диалога по основным вопросам политической повестки, в частности по порядку введения в силу закона об особом статусе Донбасса, закреплению особого статуса в Конституции и осуществлению амнистии, украинские переговорщики находят новые способы саботировать работу профильной группы. Тем не менее, мы продолжим настаивать на необходимости имплементации всех политических пунктов, в первую очередь закрепления в Конституции особого статуса Донбасса, являющегося фундаментом для дальнейшего урегулирования конфликта.


Today marks the fifth anniversary of the signing of the Minsk Protocol, which laid the foundation for the diplomatic way to resolve the conflict in Donbass. Unfortunately, the Ukrainian side responded extremely unconscientiously to the fulfillment of its obligations under this document, which necessitated the signing of another more detailed agreement based on it — the Complex of Measures. It was subsequently approved by the Declaration of the leaders of the guarantor countries of the Minsk Agreements and the Resolution of the UN Security Council, which made it a binding regulatory legal act. Nevertheless, even such a high international legal status of this document is not a sufficient reason for the Ukrainian authorities to strictly and rigorously fulfil all obligations enshrined in it — none of them has been fully implemented by Ukraine so far.

We note that despite the fact that we have managed to achieve certain progress in the security sphere, in particular, a comprehensive indefinite ceasefire and additional measures to monitor its observance have been agreed upon, it is still too early to talk about significant stable results. The Ukrainian side does not seek to maintain this fragile progress and cynically violates the agreements, which have been so hard-won.

Kiev is also reluctant to resolve the accumulated economic issues, such as the payment of pensions to residents of the Republics, as well as the repayment of debts to workers of Voda Donbassa Company and the railway. The Ukrainian representatives explain this by the fact that they allegedly cannot provide any constructive mechanisms to resolve these issues, although we regularly suggest various options for discussion.

Our representatives to the humanitarian group managed to resume the discussion on the exchange of detainees. On the part of the Republics, formalities of the procedural clearance have been virtually completed; at the moment, the date of the exchange hinges solely on Kiev and its desire to complete all necessary legal procedures on its part as soon as possible.

However, the most important obstacle in the reestablishment of long-term and sustainable peace in Donbass is the fact that the Ukrainian side deliberately blocks discussion of political items of the Complex of Measures.

Instead of a direct dialogue on the main issues of the political agenda, in particular, on the procedure for enacting the law on the special status of Donbass, enshrining the special status in the Constitution and the amnesty, the Ukrainian negotiators are finding more ways to sabotage the work of the specialized group. Nevertheless, we will continue to insist on the need for the implementation of all political items, primarily the constitutional entrenchment of the special status of Donbass, which is the foundation for the future settlement of the conflict.