Глава украинского внешнеполитического ведомства заявил о желании внести изменения в формулу Штайнмайера, так как, по его мнению, она вызывает много трактовок. Эти высказывания прокомментировала полпред ДНР на переговорах в Минске, министр иностранных дел Наталья Никонорова.

«Во-первых, вызывает недоумение практика украинской стороны отрицать то, что было ею же согласовано ранее. Сейчас речь идет о тексте формулы Штайнмайера, которая была уже дважды одобрена на саммитах Нормандской четверки и неоднократно подтверждалась на встречах советников глав государств-гарантов Минских соглашений – в том числе и представителем Украины Андреем Ермаком. Тем не менее, это почему-то не мешает Киеву заявлять о намерении изменить текст данного механизма, при этом игнорируя прямое поручение согласовать уже утвержденную формулировку от своего же представителя в Нормандском формате. В связи с этим возникает вопрос о полномочиях господина Ермака, указания которого не воспринимают его же коллеги в лице представителя Украины в Контактной группе.

Во-вторых, хотим напомнить украинскому руководству, что предложенный господином Штайнмаером механизм вступления в силу закона об особом статусе Донбасса – это компромисс, возникший из-за того, что Киев оказался не в состоянии имплементировать политические пункты Комплекса мер в том образе и в тот период, которые были закреплены в данном документе. Поэтому призывать представителей Донбасса пойти на какие-то дополнительные уступки недопустимо – мы уже согласились на компромиссное решение и категорически настаиваем на том, чтобы Украина выполнила его.

В-третьих, обсуждение формулы Штайнмайера советниками глав Нормандской четверки было вынужденным шагом, связанным с отказом представителей Украины в Контактной группе работать над согласованием данного механизма. Соответственно, сейчас, когда есть прямое поручение на подписание готового текста данной формулы в рамках минской площадки, срыв ее подписания украинской стороной – это явное и откровенно циничное нарушение своих обязательств Украиной.

Также отметим, что согласование формулы Штайнмайера – это, в сущности, предварительный, скорее символический, чем практический шаг на политическом треке. Впереди еще огромный объем деятельности – это и работа над внесением правок в закон об особом статусе, и его закрепление в конституции, и осуществление амнистии лиц-участников событий в Донбассе. Но если Украина не может выполнить даже начальный этап урегулирования, каким образом руководство этой страны собирается реализовать Комплекс мер полностью?

Как бы украинские власти не пытались закамуфлировать попытки саботировать процесс мирного урегулирования, бесконечно отделываться «техническими ошибками и сбоями» у них не выйдет. Более того, сейчас речь идет о срыве Киевом непосредственных рекомендаций представителей стран-гарантов минских договоренностей. В связи с этим мы ожидаем реакции лидеров государств, которые поставили свои подписи под Декларацией в поддержку Комплекса мер. Рассчитываем на то, что к Киеву будут применены соответствующие меры ответственности за неприкрытое нежелание выполнять ни одобренный Советом Безопасности ООН документ, ни прямые поручения представителей Нормандской четверки», — заявила Никонорова.