Сегодня, 17 декабря, Главы Донецкой и Луганской Народных Республик Денис Пушилин и Леонид Пасечник сделали совместное заявление, в котором были изложены позиции Донецка и Луганска в связи с недавно прошедшей встречей глав стран «нормандской четверки». Как сообщает корреспондент официального сайта Донецкой Народной Республики, в своем заявлении стороны еще раз подтвердили безальтернативность Минских соглашений, подвергли резкой критике действия украинского руководства и показали свою приверженность политике интеграции с Российской Федерацией.

«Саммит продемонстрировал нам то, в чем у нас и так уже была возможность убедиться — с приходом в Киев новых властей для народа Донбасса ничего не изменилось. Политика Порошенко, основанная на полном безразличии к судьбам миллионов жителей и имеющая своей целью «реинтегрировать» обратно только территории, по сути, продолжается Зеленским и его командой.

Украинское руководство, несмотря на единогласные позиции России, Франции и Германии о необходимости прекращения огня, открыто признает, что «пока не знает, как этого добиться». Это свидетельствует об отсутствии необходимых компетенций и авторитета у Зеленского и подтверждает нестабильность политической ситуации на Украине.

Зеленский по факту не контролирует силовые структуры. Более того, радикальные группировки имеют огромное влияние на украинские власти. Именно поэтому Аваков, известный своими радикальными настроениями и поддержкой ультраправых формирований, присутствовал на встрече в Париже, чтобы успокоить националистов и сделать вид, что «зрада» не пройдет. Зеленский не способен самостоятельно принимать решения и фактически находится под управлением националистов, координируемых Аваковым.

Киев не захотел обеспечить разведение вдоль всей линии соприкосновения, хотя именно такое решение было предварительно согласовано советниками глав стран «нормандской четверки». Жизнь и здоровье проживающих вблизи линии соприкосновения граждан, равно как и сохранность жизненно важной инфраструктуры, по-прежнему остается под угрозой обстрелов со стороны украинских силовиков.

Киевские власти продолжают террор на подконтрольной им территории Донбасса в отношении несогласных с режимом жителей, в явных и тайных тюрьмах СБУ незаконно содержатся тысячи людей, однако западные страны, прежде всего Германия и Франция, не дали этому должной оценки.

Киев не желает обеспечить чистый обмен по формуле «всех установленных на всех установленных», умышленно затягивает процесс. Отказ полной юридической очистки обмениваемых лиц свидетельствует о желании возобновить их уголовное преследование после обмена, как это уже произошло в отношении обмененных ранее ополченцев.

Попытки уйти от четкого законодательного закрепления амнистии, желание нарушить установленный Комплексом мер порядок путем взятия Киевом под свой контроль границ до проведения выборов и амнистии свидетельствует о желании устроить в Донбассе вторую Сребреницу, чего мы никогда не допустим.

Мы столкнулись с новыми способами саботажа минских договоренностей. Украинское руководство в своем стремлении уйти от своих обязательств опускается до откровенного мошенничества. Я говорю сейчас о ситуации с фальсификацией текста коммюнике по итогам встречи в Париже на украинском и английском языках, опубликованном на сайте Офиса президента Украины. После того как мы обратили на ошибки внимание и призвали Киев разместить официальную версию, это было сделано, но с искажениями. Вместо того, чтобы взять официальный английский вариант текста на сайте Елисейского дворца, украинские чиновники разместили версию, недостоверно переведенную ими же с украинского на английский.

В последнее время мы наблюдаем огромное количество медийных заявлений Зеленского и его окружения, в которых они пытаются переиначить свои обязательства по Минским соглашениям. Особенно усердно Киев старается переиначить смысл политических пунктов Комплекса мер, являющихся фундаментом всего процесса мирного урегулирования. Но все эти попытки бессмысленны.

В официальной версии итогового коммюнике абсолютно четко и недвусмысленно прописано, что украинский президент подтверждает обязательство согласовать с нами все правовые аспекты особого статуса – включая и поправки в закон об особом статусе, и изменения в конституцию для придания особому статусу Донбасса постоянного характера, и законы, и подзаконные акты, вытекающие из особого статуса и направленные на его реализацию. Все это должно в обязательном порядке быть согласовано напрямую с нами, с учетом особенностей исторического и экономического развития Донбасса.

Более того, я подчеркиваю, что абсолютно все вопросы, касающиеся будущего Донбасса, должны быть согласованы с нами – людьми, оставшимися на своей земле, выбранными народом для защиты и развития нашей Республики. Вторая сторона конфликта переговорщиков не выбирает, поэтому заявления Киева о готовности общаться напрямую только с теми выходцами из Донбасса, кто переехал на подконтрольную Украине территорию, – это абсурд и нонсенс. Возникает справедливый вопрос: о чем может говорить президент Украины с жителями, сбежавшими от пуль и взрывов, посылаемых своей же армией? И кто, собственно, эти люди? Олигархи, бросившие предприятия с тысячами работников на произвол судьбы? Говорить нужно с жителями, которые живут в блокаде шестой год, шестой год теряют близких, а украинские снаряды разрушают их имущество.

На фоне риторики украинских властей, заинтересованных исключительно в территориях Донбасса, но никак не в его жителях, мы с огромной благодарностью и признательностью восприняли заявления Владимира Путина на встрече «нормандской четверки» в Париже. Он единственный из четырех лидеров стран-гарантов Минских соглашений поднимал вопросы улучшения условий жизни наших граждан, в первую очередь тех, кто проживает вблизи линии соприкосновения. Благодаря твердой позиции российского лидера в итоговом коммюнике были закреплены такие важнейшие решения, как обмен удерживаемыми лицами по формуле «всех установленных на всех установленных», определение следующих трех пилотных участков для осуществления разведения сил и средств, начало работы по открытию новых пунктов пропуска через линию соприкосновения.

После встречи «нормандской четверки» мы в очередной раз убедились в том, кто наш друг, а кто наш враг. И мы никогда не сойдем с того пути, который народ Донбасса еще в 2014 году практически единогласно выбрал в ходе референдума. Мы хотим идти в одном направлении с Россией, и мы будем планомерно реализовывать это устремление — вне зависимости от мнения Киева по этому поводу.

Более того, я еще раз хочу обратить особое внимание на то, что интеграционные процессы никоим образом не противоречат Минским соглашениям – наоборот, в Комплексе мер закреплена возможность развития трансграничного сотрудничества. Поэтому экономическое, социокультурное, научно-образовательное, спортивное, бытовое и другое взаимодействие с Российской Федерацией полностью укладывается в концепцию мирного урегулированию конфликта.

При этом в завершение хочу озвучить один из ключевых пунктов позиции Донецкой Народной Республики: интеграция с Россией уже запущена, и мы не остановим ее ни при каких условиях.

Еще раз обращаю внимание на следующий важнейший момент: «нормандский формат» – это контрольный механизм процесса реализации Минских соглашений. Мы уважаем и выполняем решения, принятые в рамках данного формата. Однако основной процесс урегулирования конфликта происходит именно на минской площадке, потому что только там есть возможность для диалога непосредственно между Донбассом и Киевом. И несмотря на все попытки украинских властей уйти от этого прямого диалога, мы продолжаем настаивать — Минские соглашения безальтернативны, в них в строгом порядке заложен механизм мирного решения конфликта.

У Киева сейчас стоит выбор – или приступить к прямому согласованию с нами всех вопросов возобновления мира в рамках Комплекса мер, или же открыто признать свою неспособность выполнить международные обязательства по Минским соглашениям. Но только в случае второго варианта украинским властям придется в полной мере ответить за срыв Минского процесса перед странами-гарантами и всем мировым сообществом в лице ООН», — сказал Денис Пушилин.

От имени Луганской Народной Республики выступил Глава ЛНР Леонид Пасечник. «Хочу сказать, что наши позиции полностью совпадают. Мы также выступаем за необходимость соблюдения Минских соглашений, решений «нормандского формата» и обязательного согласования с представителями обеих Республик всех аспектов наступления мира. При этом мы считаем, что интеграция с Российской Федерацией абсолютно не противоречит минским договоренностям, и мы будем ее осуществлять без оглядки на то, согласен ли с этим Зеленский и его западные партнеры или нет.

Референдум 2014 года, прошедший на всей территории бывших Донецкой и Луганской областей, явно свидетельствует о неприятии жителями Донбасса «майданного» государственного переворота и политики необандеровского режима, которую продолжает Зеленский. Запад не хочет об этом вспоминать. Референдум проводился без какого-либо давления извне. Население само организовалось и высказало категорическое «нет» самозваному киевскому режиму. Принятый в ДНР закон о Государственной границе закрепляет волеизъявление жителей бывшей Донецкой области. В ближайшее время аналогичный закон вступит в действие и у нас.

После того как Киев развязал против нас так называемую антитеррористическую операцию, наш народ столкнулся с настоящей травлей, с гражданской войной. Тысячи жизней были оборваны, десятки тысяч лишились родных, кровли над головой и средств к существованию. Более того, Киев лишил нас права на жизнь, здоровье, безопасную среду, свободу слова, свободу объединений и политических предпочтений.

Мы не согласились и никогда не согласимся с культурным и языковым геноцидом, который был организован режимом Порошенко и продолжен режимом Зеленского. В 2014 году безоружные жители Донецка и Луганска стояли перед танками и просили не стрелять, а лишь позволить говорить по-русски и учитывать исторические и культурные особенности территорий — в ответ мы получили гражданскую войну. Волки в западной овечьей шкуре выслали в Донбасс армию в нарушение конституции Украины и международных прав.

И в этих условиях киевский режим пытается представить мировому сообществу народ Донбасса в качестве «сепаратистов, террористов, ватников и уголовников», а избранное руководство Республик — «российскими марионетками». Это не так. Сотни тысяч жителей Донбасса – шахтеры, металлурги, военнослужащие, милиционеры, учителя, врачи – своей гражданской позицией и кровью доказали, что не приемлют Украину в «бандеровской упаковке».

Нам ничего не оставалось, как ответить на эту войну соответствующим образом и защитить свою землю и своих жителей. При этом мы ответили так, что уже через несколько месяцев украинская армия была вынуждена отступить, разгромленная в котлах под Иловайском, Дебальцево и Изварино. Однако, чтобы не допустить повторения военных действий и сохранить жизни, Республики приняли решение подписать Минские соглашения, главной целью которых является установление мира в Донбассе.

И вот сейчас, спустя пять лет после подписания данных соглашений, мы видим, что смена власти в Киеве никак не повлияла на ситуацию: украинское руководство — что при Порошенко, что при Зеленском — делает все, лишь бы увильнуть от своих обязательств. При новых украинских властях даже увеличилось количество обстрелов, не говоря уже об отсутствии каких-либо подвижек по другим направлениям урегулирования конфликта.

Встреча в «нормандском формате», которая состоялась 9 декабря, продемонстрировала, что для народа Донбасса ничего не изменилось: политика Порошенко продолжена.

Попытка протащить через Раду несогласованный с Республиками закон о децентрализации является прямым нарушением Минских соглашений, что делает этот нормативный правовой акт ничтожным не только для нас, но и для всех участников «нормандского формата». Желание подменить в переговорах жителей растерзанных ВСУ Республик на отсиживающихся в Киеве зависимых и управляемых, бежавших с родной земли бывших жителей Донбасса, – это прием наперсточников с рынков 90-х, которых в настоящее время напоминают Зеленский и его команда. Эти люди ни на что в Республиках не влияют, решений не принимают и, соответственно, к урегулированию конфликта не приведут. Констатируем: при отсутствии прямых переговоров с представителями жителей ДНР и ЛНР прекращение войны невозможно.

Это необходимо для того, чтобы напрямую договориться обо всех модальностях дальнейшего сосуществования Республик и украинского государства.

Призываю лидеров западных стран-гарантов Минских соглашений, Совет Безопасности ООН, Парламентскую Ассамблею Совета Европы оказать содействие в том, чтобы не только украинская сторона, но и мы были услышаны, чтобы и наша точка зрения была представлена на международной арене. Это то необходимое правило, без которого невозможно создать условия для конструктивных переговоров.

Кроме того, на Украину нужно оказать все возможное давление с целью возобновления политических, гражданских и социально-экономических прав жителей Донбасса.

Еще раз подчеркиваю, что мировая история знает много прецедентов урегулирования конфликта, которые говорят о необходимости прямого диалога, особых условий сосуществования, амнистии и реального самоуправления. В этом смысле Донбасс не первый и наверняка не последний случай. Поэтому ничего нового мы Киеву изобретать не предлагаем – просто выполните те обязательства, которые были взяты Порошенко и подтверждены Зеленским.

Со своей стороны подтверждаем безальтернативность Минских соглашений и нашу приверженность их исполнению в строгом порядке, определенном Комплексом мер», — заявил Леонид Пасечник.