Договор найма (аренды) жилья необходим для того, чтобы обезопасить владельца квартиры и самого арендатора от неприятных ситуаций, среди которых мошенничество, порча имущества и многое другое. Перед заключением данного договора необходимо разобраться с основной информацией и нюансами, которые могут возникнуть. Подробности сообщила нотариус Донецкого городского нотариального округа Наталья Мирошникова.

Договор необходим для урегулирования взаимоотношений между арендатором и владельцем жилья. В нем прописываются детали и условия, которые обязаны соблюдать обе стороны. В случае нарушения прописанных условий данный договор будет законным подтверждением правоты одной из сторон. Регулируется данный тип взаимоотношений 59-й главой Гражданского Кодекса Украины, применяемого на территории Республики в соответствии с ч. 2 ст. 86 Конституции ДНР.

В связи с тем, что предметом договора найма жилища является объект недвижимого имущества, нотариусу в первую очередь необходимо убедиться, что будущий наймодатель является владельцем жилья. Для этого необходимо предоставить нотариусу документы, подтверждающие право собственности на имущество и, в предусмотренных законодательством случаях, документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на это имущество в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Подтверждением регистрации вещных прав на недвижимое имущество является предоставление нотариусу извлечения из Государственного реестра прав. Если объект недвижимости принадлежит лицам на праве общей долевой собственности, то необходимо нотариально заверенное письменное согласие каждого из совладельцев на заключение данного договора.

Во избежание конфликтных ситуаций стороны должны обсудить все интересующие вопросы и детали перед заключением сделки, такие как: условия расторжения договора, распределение ответственности в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (например, пожара, затопления) и причинения вреда третьим лицам, в частности соседям; содержание домашних животных и иное. Подписывая договор, лицо обязуется выполнять прописанные в нем требования. Если какой-либо из пунктов не соблюдается, то лицо вправе потребовать выполнения условий договора, а противном случае, обратиться в суд.

Учитывая вышеизложенное и исходя из случаев, которые чаще всего встречаются в нотариальной практике, для удостоверения договора найма (аренды) жилья необходимы следующие документы, перечень которых не является исчерпывающим и подлежит уточнению в каждом отдельно случае нотариусом:

— документ, удостоверяющий личность;

— регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (если лицо, из-за своих религиозных убеждений отказалось от принятия налогового номера и сообщило об этом в соответствующий территориальный орган доходов и сборов, нотариус проверяет этот факт по отметке в его паспорте о наличии права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта или справке о наличии права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта);

— если физическое лицо (сторона договора) является несовершеннолетним или малолетним, или если малолетнее или несовершеннолетнее лица зарегистрированы в объекте недвижимого имущества, являющегося предметом договора найма (аренды), необходимо разрешение органа, осуществляющего функции опеки и попечительства, на совершение такой сделки в установленной законодательством форме и заявление родителей, подлинность подписей которых должны быть засвидетельствованы нотариально. Для установления личности малолетнего лица в возрасте до 14 лет используется свидетельство о рождении при условии подтверждения родителями (одним из родителей) того, что это лицо является их ребенком, путем подачи соответствующего заявления.

— если сторона сделки находится в браке или в случае, если проживает одной семьей без регистрации брака, предоставляется нотариальное согласие супруга/супруги на заключение договора найма;

— свидетельство о браке;

— брачный договор/решение суда, другой документ, подтверждающий, что имущество является личной собственностью.

При удостоверении договора найма (аренды), нотариус проверяет отсутствие (наличие) ограничений (обременений) недвижимого имущества. В таком случае, нотариус истребует информационную справку о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их ограничениях (обременениях) для совершения соответствующей нотариальной сделки (нотариального действия). Срок действия данной информационной справки составляет 15 рабочих дней.

В случае, если стороной по договору является юридическое лицо, то его правоспособность нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в учредительных документах юридического лица и Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц–предпринимателей.

«Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что аренда жилья — это одно из самых распространенных договорных отношений. Поэтому, чтобы предупредить в будущем возникновение нежелательных проблем, связанных с арендой, рекомендуется обращаться к нотариусам Донецкой Народной Республики за разъяснениями необходимых существенных условий договора, на которые нужно обратить внимание при аренде и которые будут касаться как наймодателя, так и нанимателя», — разъяснила Наталья Мирошникова.