Права граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, находятся под защитой Уполномоченного по правам человека в ДНР.
Граждане могут оформить обращение к омбудсмену любым удобным для них способом. Так, большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным или руководителями его аппарата, в отдел по работе с обращениями граждан, по телефонам «горячей линии», через веб-приемную сайта омбудсмена. Также есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.
Как сообщает пресс-служба омбудсмена, с начала 2018 года в адрес главного правозащитника Республики поступило 1866 обращений. В период работы с 7 по 13 апреля 10 человек посетили личный прием Уполномоченного, 45 гражданам Республики предоставлена консультация отделом по работе с обращениями граждан, 14 консультаций – рабочей группой по решению социальных проблем вынужденных временных переселенцев, 17 гражданам предоставлена юридическая консультация, 21 звонок поступил по телефонам горячей линии. По электронной почте аппарата Уполномоченного пришло 7 электронных обращений, также было принято к рассмотрению 4 письменных обращения, рассмотрено 7 из ранее поступивших.
Все поступающие обращения можно разделить на 4 категории: нарушения в сфере уголовного права – 112 обращений, нарушения в сфере гражданского права – 153, административно-правовые нарушения в адрес граждан ДНР – 0, вопросы социального и гуманитарного характера – 882, вопросы, связанные с военными действиями – 263, другие вопросы – 456 обращений.
Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связана с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав. По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из Донецка.