В Донецком национальном техническом университете 17 апреля состоялось уникальное событие – впервые в Донбассе был запущен маятник Фуко. Как сообщили в пресс-службе Министерства образования и науки ДНР, собрались сотрудники и студенты ДонНТУ, а также почетные гости – заместитель министра образования и науки ДНР Александр Аноприенко, и. о. начальника Главного управления геологии и геоэкологии при главе ДНР Сергей Выборов, начальник Главного управления документационного обеспечения и архивного дела ДНР Ирина Костенко.
Заместитель министра образования и науки ДНР Александр Аноприенко отметил, что теперь земная ось проходит и через ДонНТУ. По его словам, запуск маятника совпал с еще одним важным событием – созданием Государственного комитета по науке и технологии ДНР.
«Уникальность нашего маятника Фуко в том, что он разработан коллективом сотрудников ДонНТУ и изготовлен в литейной и механических лабораториях нашей Донецкой политехники. Несмотря на сложные внешние факторы, в которых находится Республика, коллектив ДонНТУ остается верен своим традициям и по-прежнему находится в авангарде подготовки инженерных и научных кадров. Немалые усилия понадобились для того, чтобы спроектировать, обработать, отшлифовать маятник, а потом смонтировать его. Большой вклад в его установку внесли Сергей и Андрей Пасечники, Алексей Булахов, Евгений Предеин, Сергей Еронько, Сергей Амоскин, Андрей Брусов, Александр Власов, Ольга Котова, Лидия Ковалева, Сергей Иваница, Ирина Радченко», — рассказал ректор ДонНТУ Константин Маренич.
Маятник Фуко – уникальный лабораторно-исследовательский комплекс, изобретение выдающегося французского физика и астронома XIX века Жана Бернара Леона Фуко, демонстрирующее процесс вращения Земли вокруг своей оси. Запуск маятника Фуко по праву считается выдающимся событием, а место его сооружения – важным центром просвещения. Впервые демонстрация маятника Фуко состоялась в Париже 8 января 1851 года. В мире насчитывается не более 40 установок подобного типа. Самый большой из них с длиной подвеса 98 м демонстрировался в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга с 1931 года по 1986 год.
Общий вес комбинированного сегмента маятника составил 31,18 кг, длина подвеса с комбинированным сегментом – 6,75 м, диаметр троса – 4 мм.
По словам заведующего кафедрой цветной металлургии и конструкционных материалов ДонНТУ Сергея Пасечника, вся металлическая часть маятника Фуко выплавлена по элетрокшлаковой технологии. «В разработке были задействованы и студенты — они участвовали и в плавке, и в подготовке. Плавка заняла два дня, а подготовка к ней — неделю, обработка и доведение до этого уровня — целый месяц», — рассказал он.