В Донецкой Народной Республике действует Порядок проведения мониторинга закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики от 20.11.2017 г. № 170 (далее – Порядок), на основании которого в общей сложности уже осуществлено 16 избирательных мониторингов заказчиков бюджетных закупок.
Как сообщает пресс-служба ведомства, Порядок предусматривает, в том числе, критерии отбора заказчиков и закупок для проведения мониторинга, в частности:
— по уровню конкуренции в осуществленных процедурах;
— по частоте отклонения предложений участников;
— по частоте применения процедуры закупки у одного участника;
— по территориальному и другим признакам.
Избирательный мониторинг проводится в целях анализа надлежащего соблюдения действующего законодательства о бюджетных закупках, эффективности и результативности осуществляемых закупочных процедур. При этом, в соответствии с Порядком, Минэкономразвития ДНР, как уполномоченный орган, может проводить избирательный мониторинг отдельных заказчиков и закупок по собственной инициативе в случае выявления отклонений одного или нескольких показателей, характеризующих данные закупки, от аналитически усредненных величин соответствующих показателей, полученных в результате мониторинга бюджетных закупок за аналогичный период.
Для детального описания механизма определения и применения расчетных значений и критериев, используемых при отборе объектов избирательного мониторинга, профильными специалистами Минэкономразвития ДНР разрабатывается методика усредненных показателей. Данная методика включает в себя набор практически обусловленных критериев и формализованных алгоритмов их объективной оценки, на основании которых та или иная закупка попадает в фокус избирательного мониторинга.
Основная задача, возлагаемая на методику – выявить те закупки, которые по определенным показателям выбиваются из общей усредненной картины. Следует учитывать, что сама методика не указывает прямо на то, что отобранные процедуры проведены с нарушениями законодательства, а лишь делает акцент на необходимость уделить им особое внимание. При этом, в случае выявления при мониторинге фактов нарушения действующего законодательства о бюджетных закупках, министерство передает сведения и материалы относительно выявленных нарушений в контролирующие и правоохранительные органы.
Стоит отметить, что при разработке методики министерством широко применяется опыт специалистов в сфере бюджетных закупок из практики осуществления ими избирательных мониторингов. Детальный анализ выбранных закупок позволил выявить характерные маркеры, которые будут включены в методику в качестве критериев отбора.
Лучше всего понять, о каких отклонениях идет речь, позволяют наглядные примеры из практики. Так, например, одним из заказчиков в течение нескольких кварталов осуществлялись закупки продуктов питания, в которых участвовал один и тот же круг субъектов хозяйственной деятельности.
Изучение предложений участников показало, что предлагаемые цены за 1 кг минтая свежемороженого находятся в диапазоне от 85,28 до 92,00 рублей при установленной для бюджетных закупок предельно допустимой цене в 143,81 рубля. В отдельных предложениях указанная цена была ниже среднерозничной, рассчитанной на период проведения процедуры, более чем на 40%, что является существенным отклонением даже с учетом оптового объема поставки. Данное отклонение может сигнализировать об искусственном занижении цены, о применении методов недобросовестной конкуренции и, как одно из следствий, служить признаком потенциального неисполнения участником обязательств по договору.
Похожая ситуация наблюдалась в процедурах закупки сливочного масла жирностью 72,5%, где в предложениях участников цена за 1 кг продукта варьировалась от 112,90 до 169,00 рублей при установленной предельно допустимой цене 312,97 рублей. Таким образом, отклонение минимального предложения от предельно допустимой цены, установленной на уровне среднерозничных цен в данный период, составило более 60%. Такая вариация цены может свидетельствовать о ненадлежащем качестве поставляемых продуктов, фактически несоответствующих тем требованиям, которые устанавливает заказчик. Это, в свою очередь, может привести к негативным последствиям в системе организации питания в учреждениях здравоохранения, образования, социальной сферы.
В методике учитывается и противоположная ситуация с превышением цен предложений над средними ценами данного вида предмета закупки, действующими в период проведения процедуры. Кроме того, в случае применения усредненных стоимостных показателей будет учитываться территориальная удаленность заказчика и прочие факторы, оказывающие влияние на цену предложения. Помимо данного показателя будут применяться и другие критерии, для которых может быть сформулировано подробное и точное описание с возможностью дать такому критерию объективную количественную или иную оценку.
И.о. министра экономического развития Виктория Романюк подчеркивает: «Министерство экономического развития, являясь регулятором в сфере бюджетных закупок, заинтересовано в том, чтобы при проведении процедур неукоснительно соблюдались принципы добросовестной конкуренции, максимальной экономии и рационального использования средств, отсутствия злоупотреблений. Разрабатываемая методика усредненных показателей – это наш инструмент объективной и справедливой оценки закупок за бюджетные средства».