В Минске завершилось заседание рабочей группы по вопросам безопасности на переговорах Трехсторонней контактной группы. Одной из самых обсуждаемых тем стал срыв украинской стороной реализации Рамочного решения на всех трех пилотных участках разведения сил и средств, сообщает представительство ДНР в СЦКК и переговорном процессе.

Напомним хронологию и логику событий, которая привела к созданию и подписанию Рамочного решения о разведении сил и средств.

Комплексом мер с 15 февраля 2015 года был предусмотрен отвод тяжелого вооружения на равные расстояния с целью создания зоны безопасности шириной:

— минимум 50 километров друг от друга для артиллерийских систем калибра 100 мм и более;

— минимум 70 километров для РСЗО (БМ-21 «Град»);

— минимум 140 километров для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка-У»).

После выполнения данного требования была образована зона безопасности, которую прозвали «серой», или «нейтральной» зоной. Однако на практике выяснилось, что для деэскалации необходим отвод и других вооружений.

Для этого было разработано и подписано (29.09.2015 г.) Дополнение к Комплексу мер, которое предусматривает отвод танков, артиллерийских орудий калибра до 100 мм и минометов калибра до 120 мм включительно за определенные линии, прямо указанные в Дополнении.

Выполнение данных норм должно было привести к полной деэскалации на линии соприкосновения сторон, но, к сожалению, украинская сторона нарушила эти договоренности, вследствие чего на некоторых участках линии соприкосновения произошло сближение позиций с неизбежной эскалацией в этих районах.

В этой связи и возникло предложение создать отдельный документ в рамках Минских соглашений – Рамочное решение Контактной группы о разведении сил и средств противоборствующих сторон, которое было подписано 21 сентября 2016 года.

Документ призван реализовать задачу, которая была поставлена еще Комплексом мер и Дополнением к нему только в локальном масштабе – на конкретных участках линии соприкосновения сторон.

Именно украинская сторона, казалось, аргументированно предложила первых три пилотных участка для разведения — и Республики поддержали эти предложения, рассчитывая, что Киев заинтересован в разведении сил и средств именно на этих участках.

Однако на практике выяснилось, что первый участок «Станица Луганская» стал камнем преткновения – объектом военных инсинуаций и поводом для политических спекуляций. Отвод состоялся лишь в районе Золотого 1 октября и Петровского 7 октября.

С тех пор СММ ОБСЕ зафиксировала 20 периодов режима семидневной тишины, один из которых длится и на данный момент с 1 мая 2018 года, но украинская сторона отказывается выполнять свои обязательства.

Неразведение сил и средств на участке «Станица Луганская» привело к тому, что по факту переговорщики не могут договориться и утвердить следующее приложение к Рамочному решению с новыми участками для разведения сил и средств.

Кроме того, украинская сторона, вернув отведенные тяжелые вооружения на линию соприкосновения, устроила новый виток эскалации в конце 2016-начале 2017 года на Светлодарском направлении и в треугольнике Донецкий аэропорт – Ясиноватая – Авдеевка.

Это послужило тому, что СММ ОБСЕ в начале февраля 2017 года инициировала возобновление обязательств сторон по отведению тяжелого вооружения, запрещенного Комплексом мер и Дополнением к нему.

С 15 по 20 февраля 2017 года стороны должны были обновить свои списки вооружений и предоставить их СММ ОБСЕ с указанием точек отвода и постоянных мест хранения техники.

В оговоренный срок Республики предоставили все необходимые данные, однако украинская сторона вместо выполнения обязательств со своей стороны публично объявила о том, что ВСУ с опережением сроков отвели все вооружения, предусмотренные Минскими соглашениями.

Первым такое громкое заявление сделал тогда начальник ГШ ВСУ Муженко, после которого аналогичное заявление сделал представитель украинской делегации на переговорах в Минске Марчук, а потом и сам президент Порошенко.

Однако, несмотря на заявления официальных лиц Украины об отводе тяжелого вооружения и техники за пределы установленных Минскими соглашениями линий и выполнении достигнутых договоренностей, наблюдатели СММ ОБСЕ зафиксировали нахождение техники и вооружения ВСУ в пределах данных линий отвода.

Отчет СММ ОБСЕ на 22.02.2017 г.

«В подконтрольных правительству районах СММ зафиксировала следующие нарушения соответствующих линий отвода: 6 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) на территории комплекса, расположенного вблизи подконтрольного правительству с. Анадоль (39 км к северу от Мариуполя)».

Отчет СММ ОБСЕ на 23.02.2017 г.

«В подконтрольных правительству районах команда Миссии видела 4 противотанковых пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), буксируемые военными грузовиками на восток в подконтрольном правительству с. Новоахтырка (55 км к северо-западу от Луганска), и 3 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) в пгт Алексеево-Дружковка (66 км к северу от Донецка), наличие там которых является нарушением соответствующих линий отвода».

Отчет СММ ОБСЕ на 24.02.2017 г.

«В подконтрольных правительству районах СММ видела следующие нарушения соответствующих линий отвода: один миномет (неустановленного типа) в с. Воздвиженка (быв. Красный Пахарь, 66 км к северо-востоку от Донецка); 6 буксируемых гаубиц (Д-30, 122 мм) и 29 самоходных гаубиц (16 2С1 «Гвоздика», 122 мм, и 13 2С3 «Акация», 152 мм) в с. Богоявленка (46 км к юго-западу от Донецка)».

Отчет СММ ОБСЕ на 26.02.2017 г.

«В подконтрольных правительству районах Миссия зафиксировала двигавшийся на восток зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса», 210 мм) возле с. Кирилловка (26 км к северо-востоку от Мариуполя), что является нарушением соответствующих линий отвода».

г.Отчет СММ ОБСЕ на 27.02.2017

«В нарушение соответствующих линий отвода в подконтрольных правительству районах Миссия зафиксировала три буксируемые гаубицы (2А65 «Мста-Б», 152 мм), которые буксировались военными грузовиками в северном направлении вблизи Новоайдара, и один зенитный ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10», 120 мм), двигавшийся на восток вблизи с. Лебединское (16 км к северо-востоку от Мариуполя)».

Отчет СММ ОБСЕ на 28.02.2017 г.

«Миссией были зафиксированы следующие нарушения соответствующих линий отвода: три буксируемые гаубицы (2А65 «Мста-Б», 152 мм) буксировались грузовиками в подконтрольном правительству пгт Новоайдар (49 км к северо-западу от Луганска). Кроме того, беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал три буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм) приблизительно в 3 км к северо-востоку от подконтрольного «ДНР» с. Саханка (24 км к востоку от Мариуполя)».

Таким образом за 7 дней после даты окончания отвода (20 февраля 2017 года) наблюдателями СММ ОБСЕ было выявлено 57 единиц тяжелой техники и вооружения ВСУ, которые не были отведены за установленные линии, предусмотренные Комплексом мер.

Кроме того, за период с 1 марта 2017 года по 14 мая 2018 года СММ ОБСЕ было обнаружено 3942 единицы тяжелой техники и вооружения на территории, подконтрольной ВСУ (вдоль линии соприкосновения с ДНР), находящихся в пределах установленных линий отвода либо за пределами линий, но вне выделенных мест хранения.

Все эти факты красноречиво демонстрируют истинную цену громких заявлений украинской стороны.

Возвращаясь к проблемам разведения сил и средств на трех пилотных участках, акцентируем внимание на том, что к саботажу разведения сил и средств на первом участке «Станица Луганская» добавились грубейшие нарушения украинской стороной требований Рамочного решения на двух других пилотных участках.

Так, согласно данным Представительства ДНР в СЦКК и в переговорном процессе, за 43 дня «Пасхального» перемирия район пилотного участка разведения сил и средств № 3 «Петровское – Богдановка» подвергался обстрелам 23 раза. Трижды применялись минометы калибра 120 мм (14 мин), 8 раз – минометы 82 мм (86 мин), 16 обстрелов с применением БМП/БТР (705 выстрелов), 8 раз был осуществлен обстрел из АГС (213 гранат), 1 раз из РПГ/СПГ (3 гранаты), 7 раз использовались крупнокалиберные пулеметы и 10 раз — легкое стрелковое оружие.

Также в процессе эскалации имели место случаи ранения двух военнослужащих ВС ДНР, находившихся на своих позициях вне зоны участка разведения сил и средств.

Украинская сторона, пользуясь созданной ею же эскалацией на данном участке, по сути, не только вернула свои позиции в исходное перед разведением положение, но и продвинулась далее, оборудовав и серьезно укрепив свои позиции.

Появление новых украинских позиций в районе участка № 3 подтверждают и данные СММ ОБСЕ, опубликованные в отчете по состоянию на 13 марта 2018 года: «10 марта на участке разведения, в 1,2 км от его западной окраины, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-2). На том же участке БПЛА также обнаружил следы (по оценке, свежие), из которых некоторые, по всей видимости, вели к лесопосадке примерно в 600 метрах к востоку, а также не менее 3 блиндажей, выходящие на восток траншеи, соединенные с огневыми позициями, и государственный флаг Украины».

В отчете по состоянию на 2 мая 2018 года указано, что «1 мая беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ впервые обнаружил 5 позиций, оборудованных крупнокалиберными пулеметами, и 4 укрытия для минометных расчетов, размещенных в пределах участка разведения в районе Петровского примерно в 700 метрах к востоку от его западного края и приблизительно в 300 метрах к югу от его северного края. По оценке Миссии, эти объекты были вырыты в период между 1 февраля и 25 марта 2018 года. Этот же мини-БПЛА снова зафиксировал не менее 109 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных в ряд протяженностью 500 метров от дороги, проходящей севернее участка разведения, к району вблизи упомянутых позиций; около двух третей этих мин заложены в пределах участка разведения».

По информации, предоставленной ВС ДНР (см. карту-схему), позиции ВСУ в районе участка разведения № 3 осуществили передвижение вглубь на 2,4 км.

Карта-схема участка разведения «Петровское-Богдановка»

В результате данного маневра расстояние между сторонами сократилось и составляет от 950 м до 1700 м.

Также ВС ДНР зафиксировали 1 боевую машину пехоты противника на участке разведения сторон, в 1,5 км к востоку от рубежа отвода сил и средств ВСУ.

В 950 м от рубежа отвода сил и средств ВС ДНР на участке разведения были зафиксированы позиции ВСУ, оборудованные крупнокалиберными пулеметами и АГС.

Помимо этого, были обнаружены новые позиции ВСУ, оборудованные АГС, СПГ, а также станковым пулеметом, в лесопосадке в 1,35 км к западу от восточной границы участка разведения сторон.

Кроме того, впервые были обнаружены позиции ВСУ, оборудованные АГС в 800 м к востоку от рубежа отвода сил и средств ВСУ.

Все перечисленные факты являются грубейшими нарушениями украинской стороной Рамочного решения и Минских соглашений в целом.

Подчеркнем, что позиции Вооруженных Сил ДНР остались на прежнем месте, согласно Приложению № 1 Рамочного решения.

К сожалению, это не первый случай, когда украинская сторона намеренно использует переговорную площадку для введения в заблуждение мировой общественности и всех участников Минского процесса, продолжая попытки решить конфликт военным путем.

Кроме того, она использует Минские соглашения как механизм давления на ВС ДНР, под прикрытием которого активно обостряет ситуацию в зоне боевых действий.

К еще большему сожалению, практически все нарушения Минских соглашений украинской стороной происходят при полном попустительстве и бездействии ее западных кураторов, что вызывает устойчивое впечатление наличия каких-то иных, скрытых от общественности договоренностей.

Такое положение дел серьезно подрывает оказанное доверие обычных мирных граждан Минским соглашениям и в целом международному праву как институту защиты нарушенных прав человека.

Безусловно, это крайне негативно отражается на репутации как СММ ОБСЕ, так и на репутации стран-участниц Совета Безопасности ООН, которые единогласно одобрили резолюцию и поддержали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятых и подписанных в Минске 12 февраля 2015 года.

Представители Республик заявили об этих вопиющих нарушениях украинской стороной и призвали к активным действиям СММ ОБСЕ и страны-гаранты.