В Министерстве экономического развития ДНР подвели итоги работы по регулированию закупок за бюджетные средства в І полугодии 2018 года. Как отметили в пресс-службе ведомства, необходимость совершенствования существующей системы управления закупками за бюджетные средства обусловлена стремлением к достижению максимально эффективного использования бюджетных средств, обеспечивая при этом высокий уровень функционирования организаций и учреждений, относящихся к бюджетной сфере.

Системный подход к регулированию закупочной деятельности позволяет минимизировать риски (неправильное планирование, формирование документации под конкретного поставщика, необоснованные требования к закупаемой продукции (услугам), завышенное определение ожидаемой стоимости, действия по снижению доступа к открытой информации), влияющие на процесс закупок. В рамках реализации своих полномочий по регулированию процесса бюджетных закупок министерство при взаимодействии с другими органами исполнительной власти принимает активное участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам осуществления закупок за бюджетные средства. Изменения, внесенные как во Временный порядок проведения процедур закупок, так и в другие нормативные документы данной сферы, направлены на облегчение работы комитетов по конкурсным закупкам заказчиков и упрощение системы бюджетных закупок.

Министерством с целью регулирования бюджетных отношений создаются условия и используются механизмы, способствующие повышению эффективности бюджетных закупок. Одним из таких механизмов является работа по консультированию членов комитетов по конкурсным закупкам и сопровождению закупочных процедур.
Так, с начала года предоставлено 5653 консультации по вопросам применения Временного порядка и других нормативных правовых актов в сфере бюджетных закупок, в том числе 111 на личных приемах и 61 письменное разъяснение. Ответы и разъяснения на часто задаваемые вопросы по проведению всех видов процедур закупок, заполнению электронных форм данных заказчиков в личных кабинетах веб-портала, размещены на сайте министерства.

Веб-портал закупок является открытым местом доступа к информации о закупках за бюджетные средства. Возможность получать и анализировать результаты процедур закупок, оперативно реагировать на действия (бездействие) заказчика, отслеживать сокращение сроков проведения закупок способствует росту экономии бюджетных средств, снижению коррупционных действий.

Уже на протяжении двух лет ведется регулярная работа по регистрации заказчиков закупок за бюджетные средства на веб-портале. Успешно прошли регистрацию и получили доступ в Единую информационно-телекоммуникационную систему в сфере закупок 1640 заказчиков. Динамично продолжают поступать заявки от новых заказчиков закупок за бюджетные средства, что позволяет сформировать полную базу данных бюджетных организаций и учреждений. Так с начала года зарегистрировано 28 новых заказчиков и администрировано 190 заявок о внесении изменений в регистрационные данные заказчиков.
Заказчиками размещено, а уполномоченным органом администрировано 1872 объявления (c общим количеством лотов — 2894), в том числе 1571 (83,91%) — объявление по процедурам закупок открытого конкурса, 218 (11,63%) объявлений — по процедуре закупки у одного участника, 83 (4,46%) объявления — по запросу ценовых предложений.

С целью повышения квалификации членов комитетов по конкурсным закупкам Уполномоченным органом проводятся лекции на базе Центра дополнительного профессионального образования Донецкой академии управления и государственной службы при Главе ДНР. Заинтересованность заказчиков в освоении курса подтверждается следующими данными: прошли обучение 528 человек, из них 24 за счет средств юридических лиц. По результатам итоговой аттестации слушатели получили удостоверения установленного государственного образца.

Необходимость и важность обратной связи также способствует положительной динамике проведения процедур закупок. В формате открытого диалога министерства с представителями бюджетной сферы проведены лекции и обучающие семинары, из них 9 — выездных и 4 — на базе министерства.

Дальнейшим этапом совершенствования системы закупок является разработка и техническая реализация функционала электронной торговой площадки (ЭТП). Приоритетными задачами развития ЭТП являются стандартизация и унификация информационного обеспечения и документального сопровождения закупок, цифровизация процесса закупок с применением современных инновационных ИТ-инструментов, обеспечение синхронизации сведений с веб-порталом закупок.
На сегодняшний день ЭТП работает в тестовом режиме, но, несмотря на это, у субъектов хозяйствования есть возможность размещать информацию о своей деятельности. Сведения о 138 зарегистрированных субъектах хозяйственной деятельности и их контактные данные доступны всем заинтересованным лицам в открытой части ЭТП, в разделе «Реестры».
Стремление к повышению уровня результативности и конкурентности проводимых заказчиками процедур и, как следствие, улучшению показателей экономии бюджетных средств, является приоритетной задачей министерства в рамках реализации регуляторной политики в отношении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Республике и обуславливает необходимость продолжения такой работы в будущем.