Права граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, находятся под защитой Уполномоченного по правам человека в ДНР. Как сообщает пресс-служба омбудсмена, граждане могут оформить обращение к омбудсмену любым удобным для них способом. Так, большую долю по-прежнему занимают устные обращения, которые поступают в ходе личной встречи с Уполномоченным или руководителями его аппарата, в отдел по работе с обращениями граждан, по телефонам горячей линии, через веб-приемную сайта омбудсмена. Также есть возможность обратиться с письменной жалобой, которую можно подать как лично, так и по электронной почте.
С начала 2018 года в адрес главного правозащитника Республики поступило 5 295 обращений. В период работы с 3 по 9 ноября 65 гражданам Республики была предоставлена консультация отделом по работе с обращениями граждан, 10 консультаций – рабочей группой по решению социальных проблем вынужденных временных переселенцев, 6 гражданам была предоставлена юридическая консультация. Также было принято к рассмотрению 13 письменных обращений, 10 – рассмотрено из ранее поступивших. 66 звонков поступило по телефонам горячей линии. На электронную почту аппарата Уполномоченного пришло 10 электронных обращений.
Все поступающие обращения можно разделить на 6 категорий: нарушения в сфере уголовного права – 348 обращений; нарушения в сфере гражданского права – 440 обращений; административно-правовые нарушения в отношении граждан ДНР – 6 обращений; вопросы социального и гуманитарного характера – 2 697 обращений; вопросы, связанные с военными действиями – 621 обращение; другие вопросы – 1 183 обращения.
Из всей входящей корреспонденции, которая поступает в адрес Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике, наиболее актуальной остается та, которая связана с вопросами реализации социальных прав граждан и нарушением этих прав.