Состоялось очередное заседание Совместной инспекции по мониторингу и контролю состояния безопасности предприятий и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения Донбасса, расположенных на территории, временно находящейся под контролем Украины. Об этом сообщает пресс-служба МЧС ДНР.

Заседание проходило под руководством заместителя министра МЧС ДНР, полковника службы гражданской защиты Вадима Капустина, заменить на Андрея Агаркова.

Начиная с 2014 года на территории Донецкой области, временно находящейся под контролем Украины, существенно сокращаются объемы производства, сворачиваются программы по техническому перевооружению и модернизации. Первоочередной модернизации требуют объекты газоочистки сталеплавильных цехов, объекты водоотведения, химической промышленности, тяжелого машиностроения.

На территории, подкотрольной Киеву, насчитывается более 60 химически опасных объектов. В своей производственной деятельности они используют химически опасные вещества: хлор, аммиак, бензол, серные и соляные кислоты. Общая площадь зоны химического заражения в случае аварии на этих объектах составит до 4 тысяч квадратных километров, что составляет более 22% площади всей территории, временно находящейся под контролем Украины. В зону химического заражения попадают более 180 населенных пунктов, в том числе: Авдеевка, Артемовск, Димитров, Дзержинск, Доброполье, Дружковка, Константиновка, Краматорск, Красный Лиман, Красноармейск, Мариуполь, Славянск, Угледар и другие с общим населением более 1 млн. человек.

Особую опасность представляет Авдеевский коксохимический завод, выпускающий 30 видов коксовой и химической продукции из каменноугольной смолы и коксового газа.

К промышленным предприятиям повышенной опасности первого класса относятся: ЧАО «МК «Азовсталь», ЧАО «ММК им.Ильича», КХП «Дзержинский фенольный завод», ЧАО «Новокраматорский машиностроительный завод», ЧАО «Дружковский завод металлических изделий», ООО «Азовский судоремонтный завод», ЧАО «Мариупольский завод тяжелого машиностроения».

Не менее важной является проблема резкого оттока квалифицированных кадров с предприятий. С 2014 года был принят мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок органами государственного надзора на территории проведения так называемой операции объединенных сил. Продолжают действовать предприятия, имеющие лицензии и документы разрешительного характера с истекшим сроком действия. В связи со вступившим в силу 1 января 2019 года законом о рынке электроэнергии создается угроза прекращения подачи электричества на отдельные шахты. Без электричества основные шахты будут затоплены и загазованы за несколько часов, фактически уничтожены. Примером такого предприятия служит шахта имени Коротченко в Селидово, где местные жители уже не первый год жалуются на сырость в подвалах и переполненные колодцы, а протекающая через город река Соленая периодически загрязняется неочищенными шахтными водами. Кроме затопления губительное влияние на экологию оказывает и размещение породы в отвалах (терриконах), подработка поверхности приводит к деградации земельных ресурсов. Вокруг каждого террикона существует 200-метровая зона, где растительность очень скудная, и 500-метровая зона, где она значительно угнетена.

С целью уменьшения негативного влияния предприятий угольной промышленности на окружающую среду необходимо провести ряд природоохранных мероприятий: деминерализацию шахтных вод; рекультивацию площадей, нарушенных угледобывающими работами; внедрить более совершенные технологии добычи; улучшить работу водоемов, на которых обязательно должна проводиться обработка шахтных вод.

Одной из основных проблем промышленных объектов, расположенных на территории Донецкой области, временно находящейся под контролем Украины, является жесткая необходимость технической модернизации, промышленные комплексы нуждаются в новом современном оборудовании, технологиях и методах. Примером тому служит ситуация, сложившаяся на ЧАО «ММК им. Ильича» (Мариуполь). Износ некоторых металлоконструкций системы газоочистки печей известково-обжигательного цеха достиг 79%. Из-за применения сырья, которое не соответствует оборудованию, на участке дробления аглофабрики создается критическое запыление территории Мариуполя.

Дополнительно вызывает опасения ситуация, которая произошла на территории ЧАО МК «Азовсталь» в марте этого года. Вечером 17 марта жители Мариуполя стали свидетелями необычно большого зарева над «Азовсталью», слышали громкие хлопки, похожие на взрывы, и решили, что это пожар. На комбинате информацию о пожаре опровергли, заявив, что горожане стали свидетелями обычной разливки шлака, но объяснить причины такого сильного свечения так и не смогли.

Что касается экологов, то попасть на территорию предприятия они могут только в случае аварийной ситуации. Но есть аварийная ситуация или нет, решает само предприятие. То есть сам загрязнитель дает оценку, наносит ли он вред окружающей среде или нет, и никто проверить эту информацию не в состоянии. Кроме того, по словам представителей Азовской экологической инспекции, они вернули себе право проводить замеры на организованных источниках выбросов, однако даже в случае фиксации нарушений рычагов влияния на загрязнителя у инспекции по-прежнему нет.

Любые сбои в работе крупных промышленных предприятий оказывают непоправимые и сложно прогнозируемые воздействия на окружающую среду. В результате разрушений производственной инфраструктуры и аварийных остановок риски таких воздействий значительно возрастают. Авария на любом из предприятий приведет к экологической катастрофе, отличаться она будет только масштабами и уровнем опасности.

Например, Авдеевский коксохимический завод. С июля 2014 года предприятие находится в эпицентре боевых действий, несколько раз было обесточено. Так, в 2017 году пострадала промзона завода, а само предприятие было полностью обесточено, что является критическим состоянием для данного объекта промышленности, так как обесточивание хоть на два часа приведет к неминуемым выбросам коксового газа. Повреждение оборудования перерабатывающих цехов, системы водоснабжения или в коксовых батарей приведет к трансграничной экологической катастрофе.

Неменьшую тревогу вызывает Дзержинский фенольный завод, где расположено переполненное хранилище химических отходов. Поврежденная в 2016 году в результате артобстрелов вооруженных сил Украины дамба шламонакопителя так и не была окончательно восстановлена. Прорыв дамбы неизбежно приведет к отравлению вод реки Кривой Торец и, как следствие, реки Северский Донец и дальше по течению — Азовского моря.

На балансе завода находятся порядка 70 наземных и подземных хранилищ, повреждение любого из них — это чудовищные последствия для окружающей среды и прямая угроза здоровью и жизни людей: разливы на почву с последующим попаданием в подземные и поверхностные воды и выбросы в атмосферный воздух растворов фенола и нафталина, бензола, толуола, серной кислоты, пиридина и других опасных соединений. А в случае возгорания к ним добавятся сернистый ангидрид и тяжелые металлы.

Цеха и объекты инфраструктуры металлургического комбината «Азовсталь» (золонакопитель ТЭЦ, отвал шлаков мартеновского и конверторного цехов, свалка промышленных отходов) размещены непосредственно на побережье Азовского моря. В этой связи, особую опасность представляет шламонакопитель: более 10 млн. тонн отходов находятся всего на 1,5-2 метра выше уровня моря. Любое нарушение целостности дамбы гарантированно приведет к беспрецедентному по масштабу загрязнению токсичными отходами морской акватории.

Также беспокойство вызывают брошенные на произвол территории закрытых предприятий – Славянского химпрома и Константиновского химзавода с их перегруженными и давно изжившими себя шламонакопителями.

Неизвестна судьба источников ионизирующего излучения радиоизотопных приборов, использовавшихся на шахтах им. Артема и «Южная» ГП «Дзержинскуголь», в результате чего существует прямая угроза радиационного загрязнения шахтных и поверхностных вод.

И все это происходит на фоне практического отсутствия контроля за экологической безопасностью, многолетнего моратория на инспекционные проверки предприятий, включая даже те, что входят в перечень объектов повышенной опасности, автоматического продления разрешений предприятиям-загрязнителям, продолжающегося сокращения специалистов-экологов. Результаты подобной халатности – катастрофические последствия для окружающей среды и полный дисбаланс системы управления природоохранной сферой – дают о себе знать уже сегодня.

Совместная инспекция на протяжении трех лет своего функционирования постоянно акцентирует внимание общественных и международных организаций по недопущению экологической катастрофы на территории Донбасса.

Однако вследствие очевидной незаинтересованности украинских властей в решении вопросов состояния безопасности предприятий и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, техногенная нагрузка на окружающую среду остается на прежнем уровне, существующие проблемы остаются без внимания.