В четверг, 19 сентября, в Администрации Президента Республики Южная Осетия состоялась большая пресс-конференция Главы Донецкой Народной Республики Дениса Пушилина и Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова.
– Планировалось уже давно открытие посольств Донецкой Народной Республики и Республики Южная Осетия. Как сейчас обстоят дела с этим вопросом?
Анатолий Бибилов: На самом деле представительства уже давно есть. Мы давно обсуждаем эту тему, но есть ряд определенных факторов, которые в какой-то степени нам не позволили сделать полноценные посольства. В любом случае и Донецкая Народная Республика, и Республика Южная Осетия делают все для того, чтобы создать твердую основу для начала работы посольств.
Денис Пушилин: Эта работа будет продолжаться, она и сейчас ведется. Тем не менее есть ряд факторов, о чем упомянул Анатолий Ильич. Мы заинтересованы, чтобы эти процессы только ускорялись.
– Расскажите о взаимодействии в сфере образования, культуры, здравоохранения.
Анатолий Бибилов: Наши специалисты имеют возможность ездить в Донецкую Народную Республику и защищать диссертации. На сегодняшний день Донецкая Народная Республика готова принять наших молодых людей в свои вузы на обучение. У нас подписано соглашение между министерствами образования наших Республик. Это несколько примеров, которые подтверждают те шаги, которые мы предпринимаем для нашего сотрудничества.
– Денис Владимирович, вчера в Луганске была подорвана опора моста. Будут ли в Донецкой Народной Республике предприняты дополнительные меры безопасности в связи с этим?
Денис Пушилин: Мы имеем дело с противником, который на политических площадках заявляет о приверженности разрешению конфликта мирным способом. Мы видели предвыборную риторику нового президента Украины, который говорил, что своей задачей ставит прекращение конфликта, войны, обстрелов. Но по факту мы наблюдаем проявление риторики предыдущей власти в самом худшем ее исполнении. Вчера прошли переговоры Контактной группы, и все достигнутые договоренности в «нормандском формате» на уровне советников были сорваны Украиной. То есть подписание «формулы Штайнмайера» не состоялось с украинской стороны, нет абсолютно никаких сдвигов, которые можно было бы ощутить.
Конечно же, продолжается с одной стороны работа по вопросу обмена пленными, но украинская сторона делает все возможное, чтобы он не состоялся и ждет какой-то удобной политической ситуации. И, безусловно, мы видели с их стороны такие шаги, которые произошли в Луганской Народной Республике.
Мы постоянно живем в рамках возможных террористических актов со стороны Украины. Регулярно выявляются взрывоопасные предметы, будь то на железной дороге или линии электропередачи. Поэтому каких-либо чрезмерных шагов не будет, но, тем не менее, соответствующие распоряжения уже отданы.
Анатолий Бибилов: В свою очередь хочу отметить, что украинская сторона стоит на том пути, который в свое время был навязан Грузии. Мы в Южной Осетии помним, что фактически до 2008 года грузинская политическая власть терроризм делала государственной политикой. И как сегодня в Донецкой Народной Республике, здесь взрывалось все: машины, телевизоры, мобильные телефоны…
Когда терроризм становится государственной политикой и оружием, то это ни к чему хорошему не приведет. Думаю, что те шаги, которые делает Украина, те террористические акты, которые она совершает, те снаряды, которые летят на мирных граждан, должны заставить задуматься, к чему это приводит.
Денис Пушилин: Нужно понимать, что, когда мирные граждане и военнослужащие получают ранения, погибают, их кровь уже на руках непосредственно Зеленского. Он находится у власти, у него большинство в парламенте, у него сформировано правительство, поэтому предыдущие отговорки, что он не может влиять на того, кто совершает преступления, это ложь. Это преступления, ответственность за которые лежит конкретно на нем, на его действиях.
Если мировое сообщество так ярко проталкивает санкционную политику, то самое время в отношении Украины, которая не выполняет даже последние договоренности, вводить санкции.
– Анатолий Ильич, каким образом Южная Осетия может помочь процессу сближения Донецкой Народной Республики с Российской Федерацией?
Анатолий Бибилов: Духовно сближать никого не надо. Мы слишком близки друг к другу, и Донецкая Народная Республика, и Южная Осетия. По отношению к России у нас абсолютно одинаковое отношение. Причем по большому счету Донецкая и Луганская Народные Республики, и Южная Осетия являются тем фронтом, который сегодня образовался вокруг России. Потому что все действия, которые сегодня происходят в ДНР, ЛНР, и те действия, которые происходили здесь, направлены по большому счету против России. И то, что мы абсолютные идеологические, исторические приверженцы России, говорит о том, что мы часть Российской Федерации. Хочет Европа или не хочет этого, приветствует ли это Америка или не приветствует, мы являемся частью России. Мы все себя считаем частью Российской Федерации, а Россию – своей исторической Родиной.
Что касается практического сближения с Россией, а не только духовного, могу сказать, что та помощь, которая оказывается Донецкой Народной Республике, в какой-то степени основывается на том, что Южная Осетия признала ДНР. Те шаги, которые мы сегодня делаем с руководством Донецкой Народной Республики по более тесному взаимодействию, тоже способствуют физическому сближению с Российской Федерацией.
Глава ДНР Денис Пушилин и Президент РЮО Анатолий Бибилов ответили на вопросы журналистов