Правовая экспертиза нормативных правовых актов проводится с целью проверки их соответствия Конституции ДНР, действующему законодательству, правилам юридической техники, а также выявления коррупциогенных факторов.
В течение 2019 года отделом правовой экспертизы Департамента регистрации нормативных правовых актов МЮ ДНР проведена правовая экспертиза 689 НПА (за аналогичный период 2018 года – 602), поступивших в Министерство юстиции для осуществления государственной регистрации.
На протяжении 2019 года правотворческими органами в большинстве случаев соблюдался срок представления НПА на государственную регистрацию, установленный статьей 38 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах».
Анализ проведенных экспертиз показал, что 485 НПА (70 % от общего количества НПА, в отношении которых проведены правовые экспертизы), представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, не соответствовали действующему законодательству, в том числе Порядку представления НПА № 1-15. Наиболее частыми являются следующие нарушения:
— в преамбуле основного НПА отсутствует ссылка на соответствующую структурную единицу НПА, предусматривающего полномочия (компетенцию) правотворческого органа на принятие производного НПА, информация о необходимости и цели принятия этого акта (пункт 2.5 Порядка представления НПА № 1-15);
— в производных НПА включены повторы норм права, содержащихся в других НПА (при этом не применяются отсылочные предписания), либо положения НПА содержат противоречивые нормы права, что свидетельствует о несоблюдении требований пункта 2.1 Порядка представления НПА № 1-15;
— приложения к НПА оформляются с нарушением требований пунктов 2.17 — 2.20 Порядка представления НПА № 1-15. Чаще всего неправильно оформляется гриф утверждения производного НПА (пункт 2.17 Порядка представления НПА № 1-15), а также название приложения в тексте производного НПА дословно не соответствует названию самого приложения (пункт 2.18 Порядка представления НПА № 1-15);
— не соблюдаются требования к оформлению структурных единиц производного НПА (пункт 2.11 Порядка представления НПА № 1-15);
— не соблюдаются требования Порядка представления НПА № 1-15 к оформлению вспомогательных НПА (пункты 2.24 – 2.31 Порядка представления НПА № 1-15);
— ссылки на другие нормативные правовые акты оформлены с нарушением требований пункта 2.14 Порядка представления НПА № 1-15.
Также по результатам проведенных правовых экспертиз в 123 НПА (18 % от общего количества) выявлены нарушения правил юридической техники, в том числе допущение орфографических ошибок, опечаток.
Кроме того, при проведении проверки комплектности документов, поданных для проведения государственной регистрации НПА, и правильности их оформления выявлено 99 случаев (14 % от общего количества) нарушений требований пункта 3.7 Порядка представления НПА № 1-15. При этом наиболее частыми являются следующие нарушения:
— не приложены сведения о согласовании с заинтересованными органами нормативных правовых актов, имеющих межведомственный характер;
— не предоставляется установленное подпунктом 3.7.3. пункта 3.7 Порядка представления НПА № 1-15 количество копий документов;
— сведения о внутреннем согласовании НПА оформляются с нарушением требований подпункта 3.7.6. пункта 3.7 Порядка представления НПА № 1-15, а именно: отсутствует согласование с юридической службой правотворческого органа, визы оформляются с нарушением требований к документированию управленческой информации и организации работы с документами в учреждениях Донецкой Народной Республики.
В ходе проведения правовой экспертизы в 21 НПА (3 % от общего количества) выявлено отсутствие полномочий правотворческого органа на принятие (издание) нормативного правового акта.
За отчетный период на стадии проведения правовой экспертизы правотворческим органам возвращено 12 нормативных правовых актов, представленных в Министерство юстиции на государственную регистрацию (в 2018 году возвращено 22), из них в связи с отзывом правотворческими органами — 4 нормативных правовых акта, в связи с оставлением без рассмотрения — 8 нормативных правовых актов.
В результате проведения правовой экспертизы выявлено 19 НПА (3 % от общего количества), представленные на государственную регистрацию, которые не носят нормативный характер. Указанные акты либо не устанавливали новых правовых норм, воспроизводя правовые нормы актов высшей юридической силы, либо носили организационно-распорядительный, рекомендательный или информационный характер.
В 15 НПА (2 % от общего количества) при проведении правовой экспертизы выявлены факты отсутствия согласования с соответствующими заинтересованными органами, что является нарушением требований пункта 2.35 Порядка представления НПА № 1-15.
Также в 13 НПА выявлены несоответствия законодательству Донецкой Народной Республики в сферах налогообложения, здравоохранения, страхования, образования, охраны труда, рыболовства, судебно-экспертной деятельности и в сфере хозяйственной деятельности.
Стоит отметить, что из общего количества нормативных правовых актов, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, в 204 НПА (30 % от общего количества) недостатков не выявлено.
По результатам приведенных данных можно сделать вывод о снижении количества НПА представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, которые не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в том числе Порядку представления НПА № 1-15.
С целью обеспечения надлежащего качества нормативных правовых актов правотворческим органам рекомендуется:
— принять меры по повышению уровня работы с нормативными правовыми актами, а также своевременному приведению их в соответствие с законодательством;
— принять меры по обеспечению в своей правотворческой деятельности планового подхода;
— осуществить пересмотр нормативных правовых актов, принятых в течение 2014-2018 годов;
— учесть замечания экспертных заключений при последующей разработке нормативных правовых актов;
— проводить тщательную предварительную оценку проектов нормативных правовых актов в целях правильного выбора формы акта, определения актов, которые не требуют направления на государственную регистрацию;
— обеспечить участие юридической службы органа исполнительной власти на всех этапах правотворческого процесса, выработать механизм взаимодействия отраслевых специалистов с юридической службой, повысить ответственность специалистов юридической службы за качество подготовки проектов нормативных правовых актов.