В соответствии с принципами международного права пытки квалифицируются как преступление, строго запрещены и не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах. К настоящему времени этот запрет стал одним из элементов обычного международного права и носит обязательный характер для всех членов мирового сообщества, независимо от ратификации государством международных договоров, запрещающих применение пыток.

Тем не менее, указанная проблема продолжает оставаться актуальной в современном мире. С целью мониторинга текущей ситуации, выявления нарушений международного права, установления конкретных фактов применения пыток и разработки соответствующих рекомендаций государствам учреждена должность Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания.

Для оценки ситуации, сложившейся на Украине, в том числе в связи с вооруженным конфликтом на территории Донбасса, Специальный докладчик осуществил визит в период с 28 мая по 8 июня 2018 года, по итогам которого был подготовлен соответствующий доклад. В документе зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что пытки и жестокое обращение безнаказанно практикуются на Украине.

В частности, в докладе отмечается, что применение насилия правоохранительными органами и Службой безопасности Украины широко распространено. Так, судмедэксперт, сопровождавший Специального докладчика в ходе его визита, провел ряд медицинских осмотров удерживаемых лиц, которые подтвердили наличие телесных повреждений, соответствующих полученным свидетельствам о пытках и жестоком обращении.

В некоторых случаях такие злоупотребления совершались в сотрудничестве с частными лицами и добровольческими вооруженными формированиями Украины. «Задержанные сообщили, что подвергались пыткам: удушение противогазами, вывих суставов, поражение электрическим током и имитация казни, а также угрозы смерти их самих, их родственников, систематический отказ в доступе к медицинской помощи с целью получения информации об их причастности к сепаратистской деятельности или для определения военных позиций вооруженных групп», – указано в документе.

Правозащитники зафиксировали случаи сексуального насилия как мужчин, так и женщин. «Избиения и удары электрическим током в области гениталий, принудительное обнажение тела, угрозы изнасилования и фактическое изнасилование использовались в качестве методов пыток и жестокого обращения для наказания, унижения или получения признаний. Чтобы усилить давление, угрожали также задержать, похитить, изнасиловать, ранить или убить родственников жертв, особенно их детей», – отмечается в докладе.

Опрашиваемые сообщали, что во время задержания подвергались чрезмерному применению силы, не имея доступа к адвокату, пока не признавались или не давали показания против себя. «В некоторых случаях признания, полученные под пытками, были приняты судами, что является явным нарушением правила о непринятии доказательств, которое является ключевым элементом предотвращения пыток», – указано в документе.

При этом многочисленные сообщения о систематических пытках и других видах жестокого обращения, связанных с последствиями конфликта, часто не расследуются, что ведет к фактической безнаказанности за их совершение. «Украина проиграла 73 дела, поданных в Европейский суд по правам человека в период между 2014 и 2018 годами в соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о правах человека (запрещение пыток). Низкое число расследований, судебных преследований и осуждений за преступление в виде пытки указывает на недостаточную решимость со стороны соответствующих органов гарантировать уголовную ответственность за такие злоупотребления», – отметил Специальный докладчик.

На отсутствие политической воли официального Киева в борьбе с указанным негативным явлением также указывает блокирование украинской стороной в Минском переговорном процессе подписания Декларации об осуждении любых форм пыток, жестокого обращения, сексуального насилия и угроз применения насилия в отношении лиц, заключенных под стражу в связи с конфликтом. Представитель Донецкой Народной Республики в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе, Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике Дарья Морозова неоднократно заявляла о готовности подписать данный документ, предложенный координатором подгруппы, послом ОБСЕ Тони Фришем, и призывала представителей Украины сделать то же.

В рамках своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике информирует международные правозащитные организации о фактах применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания с целью использования доступных мировому сообществу способов влияния на официальный Киев для обеспечения гуманного отношения к удерживаемым на территории Украины лицам и гражданскому населению, соблюдения прав и свобод человека.

Напомним, Международный день в поддержку жертв пыток установлен решением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1997 году с целью полного искоренения пыток и обеспечения эффективной реализации положений Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая вступила в силу 26 июня 1987 года.


In accordance with the principles of international law, torture is considered a crime and it is strictly prohibited and cannot be justified under any circumstances. To date, this prohibition has become one of the elements of common international law and is binding on all members of the world community, regardless of a state’s ratification of international treaties prohibiting the use of torture.

Nevertheless, this problem yet remains acute in the modern world. The office of Special Rapporteur on torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment has been instituted in order to monitor the current situation, reveal violations of international law, establish specific facts of torture and elaborate appropriate recommendations to states.

To assess the current situation in Ukraine, which among other things resulted from the armed conflict in the territory of Donbass, the Special Rapporteur paid a visit between May 28th to June 8th 2018, in follow-up of which a subsequent report was made. The document contains the facts testifying that torture and cruel treatment are resorted to in Ukraine with impunity.

In particular, the report notes that the use of violence by law enforcement agencies and the Security Service of Ukraine is widespread. Thus, a forensic scientist, who accompanied the Special Rapporteur during his visit, conducted a series of medical examinations of the people detained, which confirmed the presence of bodily injuries consistent with the reported evidence of torture and ill-treatment.

In some cases, such abuses were committed with the involvement of individuals and volunteer armed groups of Ukraine. “The detainees told that they had been subjected to torture: strangling with gas masks, dislocating joints, electrocuting and mock execution, as well as the threats of killing to them and their relatives, the systematic denial of access to medical care in order to elicit information about their involvement in separatist activities or locations of military positions of armed groups,” the document reads.

Human rights activists documented the cases of sexual violence, both against men and women. “Beating and electrocuting of genital area, forced body exposure, threats of rape, and actual rape were used as methods of torture and ill-treatment to punish, humiliate, or extort confessions. To step up the pressure, they also threatened to arrest, kidnap, rape, injure or kill relatives of the victims, especially their children,” the report says.

The interviewees told that during the detention they were subjected to excessive use of violence, without access to a lawyer, until they confessed or testified against themselves. “In some cases, confessions obtained under torture were accepted by the courts, which is a clear violation of the exclusionary rule, which is a key element for the prevention of torture,” the document states.

However, numerous reports of systematic torture and other forms of ill-treatment related to the consequences of the conflict are often not investigated, which results in actual impunity for committing them. “Ukraine has lost 73 cases submitted to the European Court for Human Rights between 2014 and 2018 in accordance with Article 3 of the European Convention on Human Rights (prohibition of torture). The small number of investigations, prosecutions and convictions for the crime of torture indicates the lack of determination on the part of the responsible authorities to guarantee criminal liability for such abuses,” the Special Rapporteur noted.

The lack of political will of the official Kiev in the fight against this negative phenomenon also indicates that the Ukrainian party to the Minsk negotiating process stalls the signing of the Declaration condemning any form of torture, ill-treatment, sexual violence and threats of violence against people imprisoned in connection with the conflict. The representative of the Donetsk People’s Republic to the humanitarian subgroup of the Trilateral Contact Group on the settlement of the situation in Donbass, Human Rights Commissioner in the Donetsk People’s Republic Darya Morozova has repeatedly declared the readiness to sign this document proposed by the coordinator of the subgroup, OSCE Ambassador Tony Frisch, and called on representatives of Ukraine to do the same.

As part of her activities, the Commissioner for Human Rights in the Donetsk People’s Republic informs international human rights organizations about the facts of torture and other cruel, inhuman treatment and forms of treatment assaulting dignity in order to use the methods available to the world community to influence official Kiev to ensure humane treatment towards persons and civilian population, and observance of human rights and freedoms in the territory of Ukraine.

Recall that International Day in Support of Victims of Torture was declared by the decision of the United Nations General Assembly in 1997 with the aim of completely eradicating torture and ensuring effective implementation of provisions of the Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, which has entered into force since June 26th, 1987.