Скачиваний | 4 |
Дата регистрации в Минюсте: | |
Размер файла: | 111 KB |
Дата публикации: | 17:02 05.06.2015 |
Скачать |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 10 апреля 2015 года
(С изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы деятельности, направленные на предупреждение возникновения и распространения туберкулеза, обеспечение медицинской помощи больным туберкулезом, и устанавливает права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере предупреждения распространения туберкулеза.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
- Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:1) туберкулез – социально особо опасное тяжелое инфекционное заболевание с преимущественно воздушно-капельным механизмом передачи, вызываемое микобактериями туберкулеза, которое возникает в результате свежего инфицирования (первичного или супер-инфекции) или активации латентной туберкулезной инфекции (ЛТИ) у ранее инфицированных лиц под влиянием неблагоприятных внешних и внутренних факторов;2) активная форма туберкулеза – туберкулез с признаками активности процесса, которые объективно подтверждаются результатами клинических, лабораторных и рентгенологических исследований;
3) заразная форма туберкулеза – активная форма туберкулеза, которая сопровождается спонтанным (без внешней стимуляции) выделением микобактерий туберкулеза с мокротой (преимущественно);
(Пункт 3 части 1 статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
31) потенциально заразная форма – деструктивная форма туберкулеза легких (до получения результатов исследования мокроты);
(Пункт 31 части 1 статьи 1 введен Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
4) больной туберкулезом – больной активной формой туберкулеза;
5) химиорезистентный туберкулез (в том числе мультирезистентный и с широкой устойчивостью) – туберкулез, вызванный лекарственно-устойчивыми видами микобактерий туберкулеза, который не поддается лечению основными противотуберкулезными препаратами, требует индивидуального длительного лечения и имеет более низкий благоприятный прогноз для излечения;
6) тубинфицированность (инфицированность туберкулезом) – состояние пожизненного «здорового» носительства микобактерий туберкулеза в иммунном организме, проявлением которого является повышенная чувствительность к туберкулину (по результатам туберкулиновых проб), которая не связана с предыдущей иммунизацией против туберкулеза (не является заболеванием или патологическим состоянием);
7) ЛТИ (латентная туберкулезная инфекция) – особое переходное состояние ранее инфицированного организма, которое не имеет клинических и других признаков активного туберкулеза, но сопровождается ростом (высоким уровнем) чувствительности к туберкулину у ранее инфицированных лиц под влиянием неблагоприятных внутренних и (или) внешних факторов,
8) лицо, находящееся или находившееся в контакте с источником туберкулеза – лицо, которое пребывало (продолжает пребывать) в контакте с больным заразной формой туберкулеза, в результате которого (с учетом характера и длительности контакта) могло произойти заражение (первичное или супер-инфекция) микобактериями туберкулеза;
9) профилактика туберкулеза – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения туберкулезной инфекции, в том числе путем своевременного выявления заразных больных при обращении за медицинской помощью, проведения обязательных и рекомендованных медицинских профилактических осмотров на туберкулез среди населения и в отдельных его группах с повышенным риском заболевания, максимального излечения больных заразными формами туберкулеза и некоторых других профилактических мероприятий;
10) ДОТ-лечение больных туберкулезом (ДОТ-услуги) D – directly – непосредственное, O – observed – контролируемое (под наблюдением), T – treatment – лечение – форма лечения (независимо от места проведения), предусматривающая прием больным туберкулезом каждой суточной дозы противотуберкулезных препаратов в обязательном присутствии медработника (социального работника, волонтера-куратора, прочее) с целью недопущения нарушения режима приема препаратов и формирования у больного лекарственной устойчивости к ним;
11) инфекционный контроль туберкулеза – система мероприятий административного и инженерно-технического характера, а также некоторых мер индивидуальной защиты (для органов дыхания) в очагах туберкулеза, учреждениях здравоохранения и других актуальных для туберкулеза местах массового скопления людей (в том числе в органах исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний), направленных на ограничение распространения туберкулезной инфекции;
12) изоляция больного туберкулезом – создание таких условий пребывания для больного заразной формой туберкулеза, которые минимизируют риски передачи и распространения среди населения (групп лиц) туберкулезной инфекции;
13) мониторинг туберкулеза – постоянно действующая государственная система слежения, оценки и анализа эпидемической ситуации по туберкулезу и показателей состояния противотуберкулезной помощи населению по утвержденным статистическим, эпидемиологическим и некоторым другим критериям;
14) противотуберкулезные мероприятия – совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение (ограничение) распространения микобактерий туберкулеза в окружении больных, местах массового скопления населения и в отдельных группах лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом;
15) противотуберкулезная помощь – комплекс медицинских мероприятий и процедур, направленных на выявление, диагностику, лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом в амбулаторных и стационарных условиях, а также в период санаторно-курортного лечения;
16) специализированное противотуберкулезное учреждение – специализированное учреждение, в котором оказывается противотуберкулезная помощь, находящееся в ведении республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения,
и (или) республиканского органа исполнительной власти в сфере исполнения уголовных наказаний;17) специализированное противотуберкулезное подразделение – структурное подразделение учреждения здравоохранения и (или) структурное подразделение учреждения, находящегося в ведении республиканского органа исполнительной власти в сфере исполнения уголовных наказаний, в котором оказывается противотуберкулезная помощь;
18) туберкулинодиагностика – диагностический тест, который проводится для своевременного выявления лиц, инфицированных микобактериями туберкулеза и больных туберкулезом, специально подготовленными медицинскими работниками в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения;
(Пункт 18 части 1 статьи 1 с изменениями, внесенными Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
19) химиопрофилактика туберкулеза – применение противотуберкулезных лекарственных средств, с целью профилактики заболевания туберкулезом и его рецидивов.
Статья 2. Правовое регулирование в области предупреждения распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике
- Законодательство в области предупреждения распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и борьбу с инфекционными заболеваниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией (в частях, не противоречащих настоящему Закону).
- Законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики не могут ограничивать права всех граждан на защиту от туберкулеза и гарантии получения доступной качественной противотуберкулезной помощи, предусмотренные настоящим Законом.
- При заключении международных (межгосударственных) договоров в сфере борьбы с туберкулезом, которые предусматривают отличные от настоящего Закона правила, обязательным является их предварительное согласование с Народным Советом Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Применение настоящего Закона
- Настоящий Закон распространяется на всех граждан Донецкой Народной Республики при оказании им противотуберкулезной помощи (общей медико-санитарной и специализированной) и применяется в отношении всех юридических и физических лиц, оказывающих противотуберкулезную помощь на территории Донецкой Народной Республики.
- Иностранные граждане и лица без гражданства получают противотуберкулезную помощь в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Глава 2. Государственная политика и полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике
Статья 4. Основные принципы государственной политики в сфере предупреждения распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике
- Предупреждение распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике является составляющей государственной политики по обеспечению населения качественной, доступной и бесплатной медицинской помощью, в том числе в части реализации республиканских программ по лечению наиболее распространенных и опасных для здоровья и жизни населения заболеваний и проведению обязательных профилактических медицинских осмотров с целью их своевременного выявления.
(Часть 1 статьи 4 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Противотуберкулезная помощь (общая медико-санитарная и специализированная) гражданам Донецкой Народной Республики предоставляется бесплатно на принципах равной доступности и в объемах, необходимых для выполнения обязательных требований стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов).
Для обеспечения гарантий выполнения обязательных требований стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов), государство может использовать ресурсное обеспечение в виде различных видов гуманитарной поддержки и внебюджетных источников финансирования, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 4 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 5. Государственные гарантии в сфере предупреждения распространения заболевания туберкулезом
- Медицинская помощь, туберкулинодиагностика, химиопрофилактика туберкулеза и санаторно-курортное лечение больных туберкулезом в государственных и муниципальных учреждениях охраны здоровья осуществляется (предоставляется) бесплатно.
- В течение лечения больные туберкулезом бесперебойно и бесплатно обеспечиваются противотуберкулезными препаратами соответственно их перечню и объемам, утвержденным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 2 статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Больные туберкулезом, а также малолетние и несовершеннолетние лица, инфицированные микобактериями туберкулеза, во время стационарного или санаторно-курортного лечения в специализированных противотуберкулезных учреждениях и (или) специализированных противотуберкулезных подразделениях бесплатно обеспечиваются питанием по нормам, установленным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 3 статьи 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 6. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в области предупреждения распространения туберкулеза
- К полномочиям Правительства Донецкой Народной Республики в области предупреждения распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике (далее предупреждение распространения туберкулеза) относятся:1) формирование и проведение в Донецкой Народной Республике государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза;2) разработка, утверждение и обеспечение последующей реализации республиканских программ по предупреждению распространения туберкулеза;
(Пункт 2 части 1 статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
3) участие в разработке законов, а также принятие и разработка иных нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза;
4) утверждение объемов финансирования для оказания всех видов бесплатной противотуберкулезной помощи, которая гарантируется государством на территории Донецкой Народной Республики;
5) утверждение перечня специализированных противотуберкулезных учреждений и специализированных противотуберкулезных подразделений;
(Пункт 5 части 1 статьи 6 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
6) утверждение перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам на туберкулез, порядка их проведения и выдачи (ведения) личных санитарных книжек;
7) направление и координация работы министерств, ведомств, других исполнительных органов власти в части реализации мероприятий, направленных на предупреждение распространения туберкулеза;
8) обеспечение контроля выполнения республиканскими органами исполнительной власти и в административно-территориальных единицах Донецкой Народной Республики мероприятий и республиканских программ, направленных на предупреждение распространения туберкулеза;
(Пункт 8 части 1 статьи 6 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
81) утверждение перечня должностей работников специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений, дающего право на повышение должностных окладов в связи с вредными и (или) тяжелыми условиями труда;
(Пункт 81 части 1 статьи 6 введен Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
9) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения
(Наименование статьи 7 изложено в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Республиканский орган исполнительной власти , реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, в пределах своих полномочий:
1) разрабатывает предложения по формированию государственной политики и республиканских программ в области предупреждения распространения туберкулеза;
2) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза;
3) разрабатывает (пересматривает) и утверждает стандарты медицинской помощи (медицинские стандарты), нормативы, правила (условия) и требования в сфере туберкулеза с учетом ресурсных возможностей Донецкой Народной Республики;
4) определяет, в том числе по согласованию с иными республиканскими органами исполнительной власти, службами и ведомствами, порядок и периодичность проведения обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез на территории Донецкой Народной Республики, перечень лабораторных исследований, а также категории лиц, отнесенных к группам повышенного риска заболевания;
5) обеспечивает нормативное правовое регулирование вопросов оказания медицинской помощи больным туберкулезом, туберкулинодиагностики, химиопрофилактики, санитарно-курортного лечения больных туберкулезом в специализированных противотуберкулезных учреждениях и (или) специализированных противотуберкулезных подразделениях на территории Донецкой Народной Республики, утверждает порядок учета заболеваний туберкулезом, порядок ведения реестра больных туберкулезом, формы соответствия учетной документации, порядок их выдачи и заполнения;
(Пункт 5 части 1 статьи 7 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
6) (Пункт 6 части 1 статьи 7 утратил силу в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
7) обеспечивает государственный мониторинг туберкулеза, анализирует и прогнозирует эпидемическую ситуацию по туберкулезу в Донецкой Народной Республике, разрабатывает предложения по осуществлению профилактики и снижения уровня заболеваемости туберкулезом, улучшению эпидемиологической ситуации и представляет их на рассмотрение Правительству Донецкой Народной Республики;
8) разрабатывает и обеспечивает бесперебойное функционирование на территории Донецкой Народной Республики системы государственной отраслевой статистики в сфере туберкулеза;
9) определяет потребность Донецкой Народной Республики в необходимых ресурсах для оказания противотуберкулезной помощи населению (для государственных закупок и (или) гуманитарных поставок) в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами) (лекарственные, диагностические и расходные препараты и материалы, специфические иммунопрепараты, изделия медицинского назначения, медицинское оборудование, прочее);
10) осуществляет координацию и контроль рационального и эффективного использования государственных и гуманитарных ресурсов, предназначенных для оказания противотуберкулезной помощи населению Донецкой Народной Республики, в том числе в части соответствия стандартам медицинской помощи (медицинским стандартам) и с учетом конечных результатов работы;
11) в пределах компетенции осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за предупреждением распространения туберкулезной инфекции;
12) координирует работу и обеспечивает взаимодействие республиканских органов исполнительной власти, служб и ведомств Донецкой Народной Республики, относящихся к сфере предупреждения распространения туберкулеза;
13) обеспечивает информирование населения по вопросам предупреждения возникновения и распространения туберкулеза, эпидемиологической ситуации по заболеваемости туберкулезом в Донецкой Народной Республике и мире;
14) принимает меры для обеспечения создания годового запаса противотуберкулезных препаратов и осуществляет контроль по их использованию;
15) формирует и размещает, в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, государственный заказ на подготовку специалистов в сфере профилактики, диагностики и лечения туберкулеза;
151) утверждает порядок оказания противотуберкулезной помощи пациентам в учреждениях здравоохранения;
(Пункт 151 части 1 статьи 7 введен Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики в области предупреждения распространения туберкулеза.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза
- К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
1) реализация государственной политики и республиканских программ в сфере туберкулеза, в том числе путем разработки, утверждения и реализации соответствующих программ на местном уровне;
(Пункт 1 части 1 статьи 8 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
2) обеспечение в соответствии с настоящим Законом выполнения мероприятий по социальной защите больных туберкулезом, детей из числа контактов и с латентной туберкулезной инфекцией;
3) обеспечение установленного в Донецкой Народной Республике порядка (алгоритма) оказания противотуберкулезной помощи населению и больным туберкулезом (в том числе переадресацию больных в Республиканский клинический туберкулезный Центр и (или) его региональные отделения);
4) обеспечение информирования населения по всем вопросам в сфере туберкулеза и предупреждения его распространения;
5) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики в области предупреждения распространения туберкулеза.
Глава 3. Противотуберкулезная помощь как основа предупреждения распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике
Статья 9. Общие принципы оказания противотуберкулезной помощи
- Оказание противотуберкулезной помощи населению и больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности и бесплатности в объемах финансирования, утверждаемых Правительством Донецкой Народной Республики в соответствии со стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами).
(Часть 1 статьи 9 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Больные туберкулезом и лица, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в специализированных противотуберкулезных учреждениях и (или) специализированных противотуберкулезных подразделениях, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 2 статьи 9 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- (Часть 3 статьи 9 утратила силу в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС).
- Диагноз туберкулез устанавливает только врач-фтизиатр с последующей обязательной верификацией на заседании центральной врачебной консультативной комиссии уполномоченного органа исполнительной власти.
- Свободная реализация через аптечную сеть противотуберкулезных препаратов (в соответствии с перечнем, утвержденным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения) на территории Донецкой Народной Республики запрещается.
(Часть 5 статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Противотуберкулезная помощь на территории Донецкой Народной Республики оказывается лицам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением диспансерного наблюдения и обязательного обследования и лечения больных туберкулезом.
Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, – при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением диспансерного наблюдения и обязательного обследования и лечения больных туберкулезом.
- Своевременное выявление больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, оздоровление неблагополучных в отношении туберкулеза организаций по производству и хранению продуктов животноводства осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Реализация продукции, произведенной в неблагополучных в отношении туберкулеза организациях по производству и хранению продуктов животноводства, осуществляется в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами профилактики туберкулеза сельскохозяйственных животных и борьбы с указанным заболеванием.
Статья 10. Выявление больных туберкулезом среди населения
- Выявление больных туберкулезом осуществляется всеми учреждениями здравоохранения независимо от уровня оказания помощи и форм собственности в процессе оказания медико-санитарной помощи населению и предоставления медицинских услуг, в том числе:
1) при самостоятельном обращении больных за любым видом медицинской помощи (услугами) путем проведения обязательного унифицированного скрининг-анкетирования на наличие симптомов туберкулеза и его эпидрисков (эпидемиологических рисков) с последующим (при необходимости) углубленным обследованием в соответствии со стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами);
2) при проведении обязательных (периодических и предварительных) профилактических медицинских осмотров среди работников отдельных профессий, производств и организаций, связанных с обслуживанием населения, перечень и порядок проведения которых утверждаются Правительством Донецкой Народной Республики соблюдаются принципы:
а) планирования, учета и контроля проведения медицинских осмотров, осуществляющихся специально уполномоченным органом государственной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарно-эпидемиологического состояния;
б) бесплатности данного вида осмотров, проводимых для работников бюджетной сферы и студентов;
3) при проведении обязательных профилактических осмотров на туберкулез для отдельных социальных групп населения, в том числе:
а) отбывающих наказание в учреждениях органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний (не реже 1 раза в год), ответственность за проведение которых возлагается на указанную службу;
б) освобождающихся из мест лишения свободы (в течение месяца после прибытия по месту жительства при регистрации в структурах республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел, и через 6 месяцев после прибытия), ответственность за проведение которых возлагается на республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел, и орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний;
в) лиц, пребывающих в следственных изоляторах (при поступлении из изоляторов временного содержания, в дальнейшем – не реже 1 раза в год), ответственность за проведение которых возлагается на республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний;
г) клиентов социальных учреждений и структур для временного пребывания лиц без определенного места жительства или оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (при поступлении, в дальнейшем – не реже 1 раза в год), ответственность за проведение которых возлагается на специально уполномоченный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере социальной поддержки населения и республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел;
4) при проведении обследований по эпидемиологическим показаниям среди лиц, имевших непосредственный контакт с больными заразным (потенциально заразным) туберкулезом, решение о проведении которых принимают врач-фтизиатр и эпидемиолог;
5) при проведении рекомендованных профилактических осмотров на туберкулез среди групп населения, имеющих повышенный риск заболевания туберкулезом по данным эпидемиологического мониторинга (перечень групп и кратность осмотров регламентируются стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами) и корректируются в случае необходимости);
6) при проведении ежегодной диспансеризации детей путем включения в нее обязательного унифицированного клинического скрининга на туберкулез с последующей (по результатам скрининга) туберкулинодиагностикой в соответствии со стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами).
- В случаях резкого ухудшения эпидемиологической ситуации по заболеванию туберкулезом, по представлению уполномоченного санитарного врача соответствующей административно-территориальной единицы, на которой показатели заболевания туберкулезом значительно превышают установившийся уровень для данной территории, республиканские органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают решение о проведении внеочередных обязательных медицинских осмотров на туберкулез лиц, которые подлежат таким осмотрам, или других групп населения среди которых уровень заболеваемости значительно превышает средний показатель на соответствующей территории.
- Лица, указанные в пунктах 2 и 4 части 1, а также части 2 настоящей статьи, которые отказываются проходить обязательный медицинский осмотр на туберкулез или уклоняются от его прохождения в установленные сроки, до прохождения такого осмотра отстраняются от работы; обучающиеся отстраняются от посещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также от прохождения производственной практики; несовершеннолетние отстраняются от посещения организаций, осуществляющих оздоровление и (или) отдых, за исключением специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений.
(Часть 3 статьи 10 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 11. Стационарная помощь больным туберкулезом
- Специализированная помощь больным туберкулезом в Донецкой Народной Республике предоставляется в специализированных туберкулезных стационарах с зональным принципом обслуживания.
- Для больных туберкулезом с различными формами заболевания и степенью (видами) заразности предусматриваются раздельные туберкулезные стационары.
- Сеть, структура и мощность коечного фонда специализированных противотуберкулезных учреждений, а также зоны их обслуживания, объемы, необходимые для оказания качественной стационарной помощи всем больным туберкулезом, нуждающимся в госпитализации, в соответствии с требованиями стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов), ежегодно утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 3 статьи 11 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Обязательно госпитализируются в туберкулезные стационары больные с заразными формами туберкулеза органов дыхания на период сохранения у них активного выделения микобактерии туберкулеза (обнаружение микобактерий в мокроте методом бактериоскопии).
В исключительных случаях возможна организация лечения таких больных в формате стационара на дому под контролем фтизиатра и эпидемиолога при наличии условий для соблюдения требований инфекционного контроля.
- В туберкулезных стационарах обеспечиваются условия для соблюдения обязательных требований инфекционного контроля при туберкулезе, которые устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, в целях ограничения рисков внутрибольничного перекрестного инфицирования пациентов.
(Часть 5 статьи 11 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Вопросы госпитализации в туберкулезный стационар больных туберкулезом по социальным показаниям (при отсутствии для этого клинических и эпидемиологических оснований в соответствии со стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами) решаются комиссионно (республиканская и зональные фтизиатрические врачебно-консультативные комиссии) и без ущерба для потребностей больных, нуждающихся в стационарном лечении.
(Часть 6 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- В период пребывания в туберкулезных стационарах больные туберкулезом обеспечиваются питанием по специальным нормам, которые утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 7 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 12. Принудительное лечение (обследование) больных туберкулезом
- Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие лечебный и санитарно-противоэпидемический режим, а также больные с изначально незаразными формами туберкулеза, умышленно уклоняющиеся от контрольного обследования или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются принудительно в специализированное противотуберкулезное учреждение и (или) специализированное противотуберкулезное подразделение с ограниченным режимом перемещения больных для проведения обязательных обследований и лечения в стационарных условиях.
(Часть 1 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Заявление о принудительной госпитализации подается в суд руководителем специализированного противотуберкулезного учреждения и (или) специализированного противотуберкулезного подразделения, в которых больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением в данный момент, в течение 72 часов с момента установления нарушения. К заявлению прилагается мотивированное заключение врача, который осуществлял лечение такого больного, о необходимости принудительной госпитализации в специализированное противотуберкулезное учреждение и (или) специализированное противотуберкулезное подразделение.
(Часть 2 статьи 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Решение о принудительной госпитализации принимается судом по местонахождению специализированного противотуберкулезного учреждения и (или) специализированного противотуберкулезного подразделения, в которых больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением в данный момент, и подлежит рассмотрению в течение 72 часов.
(Часть 3 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Участие прокурора, представителя специализированного противотуберкулезного учреждения и (или) специализированного противотуберкулезного подразделения, в которых больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулезом, в отношении которого решается вопрос об обязательном обследовании и лечении, или его законного представителя в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.
(Часть 4 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Исполнение решения суда о принудительной госпитализации (доставку больного в туберкулезный стационар) осуществляют территориальные органы (структуры) республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел.
(Часть 5 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Принудительная госпитализация больных туберкулезом, которые страдают психическими расстройствами, осуществляется в установленном настоящим Законом порядке, иными законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- Принудительная госпитализация осуществляется в специально выделенные для этих целей туберкулезные стационары (палатные блоки) с ограниченным режимом перемещения больных, которые обеспечиваются необходимыми охранными средствами.
(Часть 7 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Срок принудительной госпитализации определяется судом с учетом заключения врача, который осуществлял лечение этого больного.
- Невыполнение (препятствие выполнению) решения суда о принудительной госпитализации влечет за собой уголовную ответственность, согласно законодательства Донецкой Народной Республики.
Статья 13. Амбулаторная помощь больным туберкулезом
- Амбулаторная помощь больным туберкулезом (лечение и его мониторинг) осуществляется бесплатно в объемах, установленных стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами).
(Часть 1 статьи 13 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Показания и порядок проведения амбулаторного лечения больных туберкулезом регламентируются стандартом медицинской помощи (медицинским стандартом).
(Часть 2 статьи 13 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Амбулаторное лечение больных туберкулезом с целью его приближения к больному и по его выбору может проводиться в государственных учреждениях здравоохранения, которые оказывают населению общую медико-санитарную помощь по участковому принципу, под контролем врача-фтизиатра.
(Часть 3 статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Обязательным условием для проведения амбулаторного лечения больных туберкулезом является его контролируемость (ДОТ-лечение), независимо от места проведения.
- Для проведения амбулаторного ДОТ-лечения в учреждениях здравоохранения, которые его осуществляют, создаются условия для предоставления больным соответствующих ДОТ-услуг в удобных для них и медицинских работников форматах (стационары на дому, дневной стационар, ДОТ-кабинет, временный пункт ДОТ-лечения, мобильные ДОТ-бригады, прочее).
(Часть 5 статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Для проведения амбулаторного ДОТ-лечения больных туберкулезом по месту жительства в учреждениях здравоохранения, которые оказывают населению общую медико-санитарную помощь по участковому принципу, из территориальных специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений передаются необходимые медикаменты в виде индивидуальных месячных наборов.
(Часть 6 статьи 13 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- В период проведения амбулаторного ДОТ-лечения с целью повышения мотивации больных туберкулезом могут использоваться различные стимулы (продуктовые и гигиенические наборы, бесплатные проездные билеты, денежные вознаграждения, прочее) за счет источников и средств, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
- В случае неоднократного нарушения больным туберкулезом режима амбулаторного лечения (обследований), что может привести к возобновлению (появлению) у них заразных форм заболевания, в том числе с лекарственной устойчивостью, используются меры, предусмотренные статьей 12 настоящего Закона.
Статья 14. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом и переболевшими
- Диспансерное наблюдение за больными активным туберкулезом и некоторыми категориями переболевших туберкулезом лиц, а также лиц с подозрением на туберкулез, осуществляется участковым врачом – фтизиатром в соответствии с требованиями стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов).
(Часть 1 статьи 14 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
- Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается центральной врачебной консультативной комиссией специально уполномоченного учреждения здравоохранения и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменном виде извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.
- Решение о прекращении противотуберкулезного медикаментозного лечения больного с неизлечимыми формами химиорезистентного туберкулеза и его переводе на паллиативное лечение и пожизненное диспансерное наблюдение принимается специальным консилиумом по химиорезистентному туберкулезу специально уполномоченным учреждением здравоохранения в случаях и порядке, регламентированных стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами).
(Часть 4 статьи 14 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Решение о бесплатном проведении повторных курсов лечения больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, которые ранее самостоятельно прерывали предыдущий курс, принимается исключительно консилиумом по химиорезистентному туберкулезу Республиканской клинической туберкулезной больницы и при условии добровольного согласия больного на госпитализацию в отделение закрытого типа с ограниченным режимом перемещения на весь период лечения.
Статья 15. Ведение государственного статистического учета (наблюдения) и отраслевой статистической отчетности в сфере туберкулеза
- Государственный статистический учет и отраслевую статистическую отчетность в сфере туберкулеза организует и осуществляет специально уполномоченное учреждение здравоохранения в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 1 статьи 15 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Учреждения здравоохранения, которые оказывают общую медико-санитарную помощь населению, осуществляют государственный статистический учет и отраслевую статистическую отчетность в сфере туберкулеза в случаях и порядке, которые устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 2 статьи 15 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Данные о больных туберкулезом могут вноситься в соответствующий электронный реестр при соблюдении требований законодательства Донецкой Народной Республики о защите информации о физических лицах (персональных данных) в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 3 статьи 15 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Сведения о выявлении больных заразными (потенциально заразными) формами туберкулеза и о выявлении больных активным туберкулезом среди работников, профессиональная деятельность которых связана с обслуживанием населения, все специализированные противотуберкулезные учреждения и (или) специализированные противотуберкулезные подразделения обязаны сообщать в течение 24 часов в территориальные структуры санитарно-эпидемиологической службы по форме и в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 4 статьи 15 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 16. Профилактические прививки против туберкулеза
- Профилактические прививки против туберкулеза проводятся в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, регулирующим вопросы в сфере защиты населения от инфекционных заболеваний и иммунопрофилактики, и Календарем прививок, который утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
- Профилактические прививки против туберкулеза по эпидемиологическим показаниям проводятся в соответствии со стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами).
(Статья 16 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 17. Мероприятия по профилактике туберкулеза в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оздоровление и отдых
- Лицам, больным заразной формой туберкулеза, запрещается посещение организаций, осуществляющих образовательную деятельность и детских организаций всех типов и форм собственности, осуществляющих оздоровление и (или) отдых, до завершения ими лечения и достижения критериев выздоровления, установленных республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
- Организация образовательного процесса для лиц, больных заразной формой туберкулеза, обеспечивается в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Статья 17 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 18. Химиопрофилактика туберкулеза
- Категории населения, подлежащие бесплатной химиопрофилактике туберкулеза, показания, условия и порядок ее проведения определяются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 1 статьи 18 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Решение о наличии медицинских показаний для проведения химиопрофилактики лицам, инфицированным микобактериями туберкулеза, принимается врачом-фтизиатром.
- (Часть 3 статьи 18 утратила силу в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Глава 4. Особенности организации противотуберкулезной помощи некоторым категориям больных туберкулезом
Статья 19. Противотуберкулезная помощь больным туберкулезом, взятым под стражу, осужденным к лишению (ограничению) свободы или аресту
- Порядок взаимодействия республиканских органов исполнительной власти в сфере оказания противотуберкулезной помощи лицам, больным туберкулезом, взятым под стражу и находящимся в специальных учреждениях исполнения наказаний, а также порядок оказания медицинской помощи таким лицам устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 19 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Противотуберкулезная помощь больным туберкулезом, взятым под стражу и находящимся в специальных учреждениях исполнения наказаний, оказывается в соответствии с требованиями стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов).
(Часть 2 статьи 19 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- В случае освобождения больного туберкулезом из-под стражи и мест лишения (ограничения) свободы учреждение исполнения наказаний, в котором находился больной, не позднее чем за 10 дней до освобождения (при незапланированном освобождении не позднее 24 часов после освобождения) информирует об этом специализированное противотуберкулезное учреждение и (или) специализированное противотуберкулезное подразделение и территориальный орган республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел, по месту ожидаемого прибытия больного в порядке, указанном в части 1 настоящей статьи.
(Часть 3 статьи 19 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- В случае освобождения больного заразной формой туберкулеза и (или) находящегося в тяжелом состоянии соответствующее учреждение для арестованных лиц или исполнения наказаний доставляет больного санитарным транспортом в региональное отделение специализированного противотуберкулезного учреждения здравоохранения.
- Территориальные органы республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел, контролируют прибытие и регистрацию больных туберкулезом по указанному в извещении адресу и в пределах своих полномочий оказывают содействие территориальным специализированным противотуберкулезным учреждениям и (или) специализированным противотуберкулезным подразделениям в привлечении прибывших больных туберкулезом к продолжению лечения (диспансерному наблюдению).
(Часть 5 статьи 19 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- В случаях уклонения или отказа прибывших больных от продолжения необходимого лечения (обследования) вопрос применения к ним принудительной госпитализации решается в порядке, установленном статьей 12 настоящего Закона.
- Специализированное противотуберкулезное учреждение здравоохранения и республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел, обеспечивают оперативный обмен информацией и постоянное взаимодействие (в том числе передачу полного стандартного пакета медицинской документации на больных) с целью обеспечения беспрерывности и преемственности лечения больных туберкулезом, которые помещаются в (освобождаются из) места лишения (ограничения) свободы.
(Часть 7 статьи 19 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Специализированное противотуберкулезное учреждение здравоохранения обеспечивает методическое руководство, оказывает необходимую консультативную помощь и ресурсную поддержку медицинским службам органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел, в части организации и оказания противотуберкулезной помощи.
(Часть 8 статьи 19 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 20. Противотуберкулезная помощь больным туберкулезом иностранцам и лицам без гражданства
- Больные туберкулезом иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Донецкой Народной Республики, а также имеющие статус беженцев, имеют право на противотуберкулезную помощь наравне с гражданами Донецкой Народной Республики на условиях, предусмотренных настоящим Законом, другими законами или международными договорами Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 20 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Противотуберкулезная помощь больным туберкулезом иммигрантам предоставляется в соответствии с требованиями настоящего Закона с соблюдением других законов и международно-правовых обязательств Донецкой Народной Республики по защите прав и свобод человека.
(Часть 2 статьи 20 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Иммигранты, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, подлежат обязательным медицинским осмотрам на туберкулез.
- (Часть 4 статьи 20 утратила силу в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Глава 5. Права и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
Статья 21. Права больных туберкулезом (находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом)
- Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право на:
1) бесплатную противотуберкулезную помощь и надлежащие условия пребывания во время лечения в специализированном противотуберкулезном учреждении и (или) специализированном противотуберкулезном подразделении;
2) уважительное и гуманное отношение медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи;
3) получение информации о правах и об обязанностях больных туберкулезом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, а также в доступной для них форме о характере имеющегося у них заболевания и применяемых методах лечения;
4) сохранение врачебной тайны, за исключением сведений, непосредственно связанных с оказанием противотуберкулезной помощи больному туберкулезом и проведением противоэпидемических мероприятий;
5) (Пункт 5 части 1 статьи 21 утратил силу в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
6) бесплатное санаторно-курортное лечение в специализированных туберкулезных санаториях (при наличии медицинских показаний и с учетом противопоказаний по решению специальной комиссии уполномоченного учреждения здравоохранения);
7) оказание противотуберкулезной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и основным требованиям инфекционного контроля;
8) (Пункт 8 части 1 статьи 21 утратил силу в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в туберкулезные стационары, имеют право:
1) получать у руководителя и (или) лечащего врача специализированного противотуберкулезного учреждения и (или) специализированного противотуберкулезного подразделения информацию о лечении, об обследовании, о выписке из таких учреждений и (или) подразделений и о соблюдении установленных настоящим Законом прав;
2) встречаться с адвокатами и священнослужителями наедине;
3) исполнять религиозные обряды, если такие обряды не оказывают вредного воздействия на состояние их здоровья;
4) продолжать образование в соответствии с общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и инфицированные микобактериями туберкулеза при оказании им противотуберкулезной помощи кроме указанных в части 1 и 2 настоящей статьи прав имеют другие права, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 22. Обязанности больных туберкулезом и лиц (находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом)
- Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и инфицированные микобактериями туберкулеза обязаны:
1) выполнять условия ДОТ-лечения (прием противотуберкулезных препаратов в присутствии медработников или специально назначенных лиц);
2) проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия;
3) выполнять правила внутреннего распорядка специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений во время пребывания в указанных учреждениях и (или) подразделениях;
4) проходить в установленные сроки обязательные медицинские осмотры и обследования на туберкулез, определенные соответствующими стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами);
5) выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах;
6) соблюдать требования противоэпидемиологического режима.
Глава 6. Социальная защита больных туберкулезом, малолетних и несовершеннолетних лиц (находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом), медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи
Статья 23. Социальная защита больных туберкулезом (находящихся на диспансерном наблюдении в связи с туберкулезом)
(Наименование статьи 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Всем работающим в случае заболевания туберкулезом или его рецидивом (без лекарственной устойчивости), которые являются застрахованными лицами по общегосударственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, больничный лист (лист нетрудоспособности), справка о временной нетрудоспособности, справка о временной нетрудоспособности обучающимся образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования выдается на период проведения основного курса стандартизованного лечения в соответствии со стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами) до 6 месяцев. По заключению медико-социальной экспертной комиссии больничный лист (лист нетрудоспособности) может быть продлен, но не более чем до 10 месяцев
(300 дней) со дня начала основного лечения. На весь период лечения больного туберкулезом за ним сохраняется место работы (учебы).
(Часть 1 статьи 23 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Работающим больным с тяжелыми формами лекарственно-устойчивого туберкулеза (мультирезистентного и с расширенной устойчивостью), которые требуют длительного лечения, больничный лист может продлеваться до 18 месяцев (540 дней), если в срок до 10 месяцев (300 дней) от начала лечения у больного было достигнуто прекращение бактериовыделения. В случае сохранения бактериовыделения после 10 месяцев лечения такой больной направляется на медико-социальную экспертную комиссию для решения вопроса об установлении группы инвалидности.
(Часть 2 статьи 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Собственник или уполномоченный им орган предприятия, учреждения, организации всех форм собственности не имеет права уволить работника в связи с его заболеванием туберкулезом, кроме случаев, когда туберкулез является противопоказанием для работы больного по профессии, которая входит в перечень профессий, производств и предприятий, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, а перевод с его согласия на другую работу невозможен.
- Территориальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, общественные и благотворительные организации могут оказывать социальную помощь и поддержку больным туберкулезом и несовершеннолетним, инфицированным микобактериями туберкулеза в обеспечении питанием выше норм, определенных республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
(Часть 4 статьи 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Статья 24. Социальная защита работников специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений
- Руководителям и работникам специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений устанавливаются повышенные должностные оклады в связи с вредными и (или) тяжелыми условиями труда от 30% до 60% с учетом степени риска профессионального заражения и заболевания туберкулезом.
- Работники специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют право на:
1) помощь на оздоровление в размере месячного должностного оклада при предоставлении ежегодного отпуска;
2) бесплатное получение путевки для санаторно-курортного лечения
(1 раз в 3 года);
3) пенсию по возрасту на льготных условиях в порядке, установленном пенсионным законодательством Донецкой Народной Республики.
- Право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 36 календарных дней из числа работников специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений, имеют:
1) руководители;
2) врачи;
3) специалисты среднего звена медицинского профиля;
4) другие работники, которые непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи, контактируют или обслуживают больных туберкулезом, работают с живым возбудителем туберкулеза и материалами, которые их содержат, убирают помещения, где находятся больные.
- В целях повышения престижности профессии и закрепления квалифицированных медицинских кадров в специализированных противотуберкулезных учреждениях и (или) специализированных противотуберкулезных подразделениях руководителям таких учреждений и (или) подразделений, их заместителям из числа врачей, врачам и специалистам среднего звена медицинского профиля (независимо от занимаемой должности), квалифицированным специалистам со средним или высшим профессиональным образованием немедицинского профиля, допущенным к медицинской деятельности, устанавливаются дополнительные надбавки за непрерывный стаж работы в зависимости от его длительности в указанных учреждениях и (или) подразделениях.
- Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) тяжелыми условиями труда для лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также размеры надбавок за непрерывный стаж работы в зависимости от его длительности работникам специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений, указанным в части 4 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики.
- В случае выявления заболевания туберкулезом любой локализации у работника специализированного противотуберкулезного учреждения и (или) специализированного противотуберкулезного подразделения признание данного заболевания профессиональным и компенсация полученного вреда здоровью осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
В случае признания заболевания профессиональным работнику предоставляется право на:
1) ежегодный основной отпуск длительностью 45 дней;
2) ежегодное бесплатное получение путевки на санаторно-курортное оздоровление в специализированных санаториях.
- Собственник или уполномоченные им руководители специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений обязаны обеспечить работников необходимыми средствами защиты и проведение обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез.
(Статья 24 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Глава 7. Финансирование противотуберкулезных мероприятий в Донецкой Народной Республике
Статья 25. Финансирование противотуберкулезных мероприятий
- Расходы, связанные с проведением противотуберкулезных мероприятий, финансируются за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, местных бюджетов, гуманитарной помощи и других источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 25 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи в специализированных противотуберкулезных учреждениях и (или) специализированных противотуберкулезных подразделениях органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, финансируются за счет средств, предусмотренных в Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики на содержание указанной службы, и других источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
(Часть 2 статьи 25 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере предупреждения распространения туберкулеза
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере предупреждения распространения туберкулеза
Лица, виновные в нарушении законодательства Донецкой Народной Республики в области предупреждения распространения туберкулеза несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 27. Обжалование действий и решений медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи
- Нарушающие права граждан при оказании им противотуберкулезной помощи действия и решения медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, могут быть обжалованы в соответствующие органы исполнительной власти в сфере здравоохранения или соответствующим должностным лицам специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений.
Те же действия и решения органов исполнительной власти в сфере здравоохранения или должностных лиц специализированных противотуберкулезных учреждений и (или) специализированных противотуберкулезных подразделений могут быть обжалованы в суде.
(Часть 1 статьи 27 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
- Жалоба может быть подана гражданином, права и законные интересы которого нарушены, его законным представителем, а также организацией, которой законодательством Донецкой Народной Республики или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан.
- Жалобы рассматриваются судом в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Обжалование решений суда осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 28. Возмещение вреда, причиненного при оказании противотуберкулезной помощи
- Вред, причиненный жизни или здоровью граждан при оказании противотуберкулезной помощи, возмещается в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 29. Заключительные положения
- Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава 10. Переходные положения
- Пункты 14 и 15 части 1 статьи 7 настоящего Закона в отношении обеспечения создания годового запаса противотуберкулезных препаратов и размещения государственного заказа на подготовку специалистов в сфере профилактики, диагностики и лечения туберкулеза вступают в силу с 01 января 2016 года.
- Больным с неизлечимыми (хроническими) формами заразного туберкулеза (если они не связаны с нарушением больным режима и условий лечения), проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному, квартирах коммунального заселения, общежитиях предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- До вступления в силу нормативного правового акта Правительства Донецкой Народной Республики, предусмотренного частью 5 статьи 24 настоящего Закона, размеры надбавок за непрерывный стаж работы в зависимости от его длительности определяются нормативным правовым актом Главы Донецкой Народной Республики.
(Часть 3 Главы 10 введена Законом от 27.01.2020 № 97-IIНС)
Глава
Донецкой Народной Республики А. В. Захарченко
г. Донецк
18 мая 2015 года
№ 39-IНС