239-IНС | Об оперативно-разыскной деятельности (действующая редакция по состоянию на 13.03.2019г.) - Официальный сайт ДНР

239-IНС | Об оперативно-разыскной деятельности (действующая редакция по состоянию на 13.03.2019г.)


Скачиваний3
Дата регистрации в Минюсте:
Размер файла:85 KB
Дата публикации:17:32 10.09.2018
Скачать

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

 

ОБ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(С изменениями, внесенными Законом от 07.03.2019 № 21-IIНС)

 

 

Принят Постановлением Народного Совета 24 августа 2018 года

Настоящий Закон определяет содержание оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой на территории Донецкой Народной Республики, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

В целях защиты основ конституционного строя Донецкой Народной Республики, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в соответствии с частью 2 статьи 48 Конституции Донецкой Народной Республики, настоящим Законом ограничиваются права граждан Донецкой Народной Республики, предусмотренные статьями 15–18, 20 Конституции Донецкой Народной Республики.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Оперативно-разыскная деятельность

Оперативно-разыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 2. Задачи оперативно-разыскной деятельности

Задачами оперативно-разыскной деятельности являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Донецкой Народной Республики;

4) установление имущества, подлежащего конфискации.

Статья 3. Принципы оперативно-разыскной деятельности

Оперативно-разыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-разыскной деятельности

  1. Правовую основу оперативно-разыскной деятельности составляют Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, другие законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти.
  2. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий.
  3. Организация и тактика проведения оперативно-разыскных мероприятий республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере внутренних дел Донецкой Народной Республики, органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний Донецкой Народной Республики, (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной безопасности.

(Часть 3 статьи 4 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 07.03.2019 № 21-IIНС)

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-разыскной деятельности

  1. Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, при проведении оперативно-разыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
  2. Не допускается осуществление оперативно-разыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Законом.
  3. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность или прокурору.
  4. Полученные в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-разыскных мероприятий, проведенных на основании постановления санкционированного прокурором, об этом уведомляется соответствующий прокурор.
  5. Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, запрещается:

1) проводить оперативно-разыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

2) принимать негласное участие в работе государственных органов и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

3) разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных законами;

4) подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

5) фальсифицировать результаты оперативно-разыскной деятельности.

  1. При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
  2. Нарушения настоящего Закона при осуществлении оперативно-разыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 2. Проведение оперативно-разыскных мероприятий

Статья 6. Оперативно-разыскные мероприятия

  1. При осуществлении оперативно-разыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия:

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент;

15) получение компьютерной информации.

Приведенный перечень оперативно-разыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только законом.

  1. В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
  2. Оперативно-разыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел, и в порядке, определяемом межведомственными нормативными правовыми актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
  3. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
  4. Запрещается проведение оперативно-разыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Законом физическими и юридическими лицами.
  1. Ввоз в Донецкую Народную Республику и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Советом Министров Донецкой Народной Республики.
  2. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
  3. Разработка, изготовление, реализация и приобретение в целях продажи (торговля) специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, физическими лицами – предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 7. Основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий

  1. Основаниями для проведения оперативно-разыскных мероприятий являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Донецкой Народной Республики;

в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики.

  1. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) о допуске к участию в оперативно-разыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий;

5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;

6) о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной охранной или частной детективной (сыскной) деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника;

7) о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

  1. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере противодействия коррупции, и другими нормативными правовыми актами в пределах своих полномочий проводят оперативно-разыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1) о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с законами Донецкой Народной Республики гражданами, претендующими на замещение:

а) государственных должностей Донецкой Народной Республики, если законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

б) должностей глав органов местного самоуправления;

в) должностей государственной службы;

г) должностей государственной гражданской службы;

д) должностей службы в органах местного самоуправления;

е) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Донецкой Народной Республики, Фонде социального страхования, иных организациях, создаваемых Донецкой Народной Республикой в соответствии с законодательством;

ж) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами;

2) о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если законами Донецкой Народной Республики не установлен иной порядок проверки достоверности сведений;

3) о соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных законами Донецкой Народной Республики по противодействию коррупции, если иными законами Донецкой Народной Республики не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей;

4) о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

Статья 8. Условия проведения оперативно-разыскных мероприятий

  1. Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-разыскных мероприятий на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено законом.
  2. Проведение оперативно-разыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании разрешения (санкции) прокурора и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Донецкой Народной Республики.

  1. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Донецкой Народной Республики, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, допускается проведение оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, с обязательным уведомлением Генерального прокурора Донецкой Народной Республики (далее также – Генеральный прокурор) либо его заместителя в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-разыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить разрешение (санкцию) Генерального прокурора Донецкой Народной Республики либо его заместителя о проведении такого оперативно-разыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
  2. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
  3. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для использования в доказывании по уголовному делу. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством.
  4. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего прокурора в течение 48 часов.
  5. Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.
  6. Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
  7. При проведении оперативно-разыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1–4 и 6 части 2 статьи 7 настоящего Закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8–11 части 1 статьи 6 настоящего Закона.
  8. Оперативно-разыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Донецкой Народной Республики. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 7 настоящего Закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8–11, 15 части 1 статьи 6 настоящего Закона, без разрешения (санкции) прокурора при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Статья 9. Особенности проведения оперативными подразделениями органов государственной безопасности оперативно-разыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, вправе проводить предусмотренные статьей 6 настоящего Закона оперативно-разыскные мероприятия. Результаты оперативно-разыскной деятельности оперативных подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности, могут использоваться в доказывании по судебным искам, поданным в соответствии с законами Донецкой Народной Республики, регулирующими порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 10. Основания и порядок рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий

  1. Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-разыскных мероприятий осуществляется Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики или его заместителем.
  2. Основанием для решения Генеральным прокурором или его заместителем вопроса о проведении оперативно-разыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части 1 настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами.
  3. По требованию Генерального прокурора или его заместителя ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-разыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий.
  4. По результатам рассмотрения указанных материалов Генеральный прокурор или его заместитель разрешает проведение соответствующего оперативно-разыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части 1 настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-разыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.
  5. Срок действия постановления, санкционированного Генеральным прокурором или его заместителем, исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления, санкционированного Генеральным прокурором или его заместителем, Генеральный прокурор или его заместитель принимает решение на основании вновь представленных материалов.
  6. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики создает условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых оперативно-служебных документах.

Статья 11. Информационное обеспечение и документирование оперативно-разыскной деятельности

  1. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
  2. Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1–6 части 1 статьи 7 настоящего Закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-разыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
  3. Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.
  4. Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-разыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
  5. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Статья 12. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности

  1. Результаты оперативно-разыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных законом сведений.
  2. Результаты оперативно-разыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, регламентирующим сбор, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Законом.
  3. Результаты оперативно-разыскной деятельности могут направляться в органы доходов и сборов для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей.
  4. Представление результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю, органу доходов и сборов или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами.
  5. Результаты оперативно-разыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1–4 и 6 части 2 статьи 7 настоящего Закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

Статья 13. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

  1. Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.
  2. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законами Донецкой Народной Республики.
  3. Постановление прокурора на право проведения оперативно-разыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
  4. Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-разыскной деятельности, представляются прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-разыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, другим органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Законом.

Глава 3. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность

Статья 14. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность

  1. На территории Донецкой Народной Республики право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1) республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел;

2) республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности.

  3) органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

(Пункт 3 части 1 статьи 14 введен Законом от 07.03.2019 № 21-IIНС)

  1. Перечень органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
  2. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, решают определенные настоящим Законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Донецкой Народной Республики.
  3. Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Статья 15. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

При решении определенных настоящим Законом задач оперативно-разыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1) принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-разыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам;

3) выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Донецкой Народной Республики, а также на принципах взаимности запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

4) информировать другие органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность на территории Донецкой Народной Республики, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

5) соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-разыскной деятельности;

6) содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Статья 16. Права органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

  1. При решении задач оперативно-разыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1) проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Донецкой Народной Республики;

2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность;

3) использовать в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

5) создавать в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Законом.

  1. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
  2. Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Донецкой Народной Республики.

Если при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае если при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-разыскной деятельности.

В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Статья 17. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

  1. На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
  2. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то законом Донецкой Народной Республики.
  3. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.
  4. При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.
  5. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Советом Министров Донецкой Народной Республики.
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность

Статья 18. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность

  1. Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-разыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-разыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
  2. Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
  3. Органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Статья 19. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность

  1. Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, находятся под защитой государства.
  2. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
  3. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Донецкой Народной Республики.
  4. Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  5. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.
  6. Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. Период такого сотрудничества засчитывается в страховой стаж указанных граждан на основании сведений органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Порядок передачи таких сведений определяется руководителем соответствующего органа государственной власти, в состав которого входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность.
  7. В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
  8. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-разыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
  9. При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-разыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке назначается пенсия по инвалидности.
  10. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.

Глава 5. Финансовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности

Статья 20. Финансовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности

  1. Обеспечение оперативно-разыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с настоящим Законом относится к расходным обязательствам Донецкой Народной Республики и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями органов государственной власти, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.
  2. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность, осуществляется руководителями органов государственной власти, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере финансов.

Глава 6. Контроль и надзор за оперативно-разыскной деятельностью

Статья 21. Контроль за оперативно-разыскной деятельностью

Контроль за оперативно-разыскной деятельностью осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики в пределах полномочий, определяемых Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

Статья 22. Прокурорский надзор за оперативно-разыскной деятельностью

  1. Прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и уполномоченные им прокуроры.
  2. По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий.
  3. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
  4. Прокуроры, указанные в части 1 настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
  5. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-разыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 23. Ведомственный контроль

Руководители органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий.

 

 

Временно исполняющий обязанности
Главы Донецкой Народной Республики                                                           Д. В. Пушилин

г. Донецк
10 сентября 2018 года
№ 239-IНС

ПРОЕКТЫ МИНИСТЕРСТВА ИНФОРМАЦИИ ДНР
Присоединяйтесь


Яндекс.Метрика