Скачиваний | 6 |
Дата регистрации в Минюсте: | №3778 от 23.04.2020г. |
Размер файла: | 10 MB |
Дата публикации: | 14:01 24.04.2020 |
Скачать |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 апреля 2020 г. г. Донецк № 149
Об утверждении Правил
осуществления расчетов
по экспортным, импортным
операциям и контроля
за этими расчетами
В соответствии с пунктами 22, 34, 52 части 1 статьи 4, частью 1 статьи 8, подпунктом «х» пункта 9 части 2 статьи 21, пунктом 22 части 2 статьи 21 Закона Донецкой Народной Республики «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики», с целью определения требований к осуществлению расчетов по экспортным и импортным операциям резидентов, в том числе расчетов резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества, установления предельно допустимых сроков расчетов по этим операциям, а также порядка осуществления контроля за такими расчетами, Правление Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить Правила осуществления расчетов по экспортным, импортным операциям и контроля за этими расчетами (прилагаются).
- Признать утратившим силу Постановление Правления Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики от 21 мая 2015 г. № 4 «Об утверждении Временного порядка расчетов по экспортным, импортным операциям и контроля за такими операциями в Донецкой Народной Республике», зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 05 июня 2015 г., регистрационный номер № 172.
- Контроль выполнения настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Дмитренко Ю.А.
- Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель А.В. Петренко
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правления Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики
от 16 апреля 2020 г. № 149
Правила осуществления расчетов по экспортным, импортным операциям и контроля за этими расчетами
I. Общие положения
1.1. Правила осуществления расчетов по экспортным, импортным операциям и контроля за этими расчетами (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» и определяют требования к осуществлению расчетов по экспортным и импортным операциям резидентов, в том числе расчетов резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества, устанавливают предельно допустимые сроки расчетов по этим операциям, а также порядок осуществления контроля за такими расчетами.
1.2. В целях осуществления расчетов по экспортным, импортным операциям и контроля за этими расчетами понятия употребляются в следующих значениях:
импорт товаров – ввоз товаров в Донецкую Народную Республику без обязательства об обратном вывозе;
импортная операция – осуществление резидентом импорта товаров, работ, услуг (в том числе аренды (субаренды) имущества у нерезидента), информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности и проведение расчетов за них с нерезидентом;
нерезиденты – юридические лица и физические лица – предприниматели, не являющиеся резидентами в понимании настоящих Правил;
предмет экспорта (предмет импорта) – товары, работы, услуги (в том числе аренда (субаренда) имущества), информация, права на результаты интеллектуальной деятельности;
резиденты:
юридические лица и физические лица – предприниматели, которые зарегистрированы в Донецкой Народной Республике;
иностранные юридические лица, признанные резидентами Донецкой Народной Республики в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О налоговой системе»;
филиалы иностранных юридических лиц, зарегистрированные в Донецкой Народной Республике;
товары – любое движимое имущество (за исключением валютных ценностей), отнесенные к недвижимому имуществу транспортные средства, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые при международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;
экспорт товаров – вывоз товаров из Донецкой Народной Республики без обязательства об обратном ввозе;
экспортная операция – осуществление резидентом экспорта товаров работ, услуг (в том числе передача нерезиденту имущества в аренду (субаренду), информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности и проведение расчетов за них с нерезидентом.
1.3. Требования настоящих Правил не распространяются на расчеты по экспортным и импортным операциям иностранных юридических лиц, признанных резидентами Донецкой Народной Республики в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О налоговой системе», которые осуществляются со счетов, открытых за пределами Донецкой Народной Республики, а также на расчеты физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, с нерезидентами за товары, работы, услуги, в том числе аренду (субаренду) имущества, информацию, права на результаты интеллектуальной деятельности для личного пользования.
1.4. Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики (далее – Центральный Республиканский Банк), банки и филиалы иностранных банков, зарегистрированные в Донецкой Народной Республики (далее при совместном упоминании с Центральным Республиканским Банком – банковское учреждение), осуществляют контроль за расчетами по экспортным и импортным операциям резидентов, в том числе расчетами резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества, которые проводятся через это банковское учреждение, а также за соблюдением установленных настоящими Правилами предельно допустимых сроков расчетов по таким операциям.
1.5. Банковское учреждение осуществляет контроль за соблюдением резидентами предельно допустимых сроков расчетов по экспортным и импортным операциям, в том числе расчетов резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества, которые осуществляются в денежной форме через это банковское учреждение.
1.6. Расчеты резидента с нерезидентом по одному внешнеэкономическому договору (контракту) осуществляются через одно банковское учреждение по выбору резидента (далее – обслуживающий банк).
1.7. Резидент имеет право поменять обслуживающий банк, через который осуществляются расчеты по внешнеэкономическому договору (контракту), путем передачи этого договора на обслуживание в другое банковское учреждение в порядке, установленном пунктами 1.8-1.15 раздела I настоящих Правил.
1.8. Для передачи внешнеэкономического договора (контракта) на обслуживание в другое банковское учреждение резидент должен письмом на бумажном носителе или в электронной форме уведомить свой обслуживающий банк о прекращении расчетов по этому внешнеэкономическому договору (контракту) через него и передаче указанного договора на обслуживание в другое банковское учреждение, а также запросить всю имеющуюся информацию о состоянии расчетов по указанному договору для передачи в другое банковское учреждение (далее – запрос).
1.9. Обслуживающий банк, через который осуществлялись расчеты по внешнеэкономическому договору (контракту), предоставляет в произвольной форме всю имеющуюся у него информацию о состоянии расчетов по такому договору (в том числе о незавершенных расчетах, датах и объемах перечисленных и зачисленных денежных средств и прочее) в срок не более 10 рабочих дней со дня получения запроса. Указанная информация оформляется на бланке для писем, заверяется подписями уполномоченных лиц и оттиском печати банковского учреждения, и предоставляется непосредственно клиенту-резиденту, который ее запросил, или по его письменному разрешению направляется в банковское учреждение, в которое резидент передает на обслуживание соответствующий внешнеэкономический договор (контракт).
1.10. Резидент в течение 3 рабочих дней со дня получения от обслуживающего банка информации о состоянии расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту) обязан предоставить ее в банковское учреждение, в которое он передает на обслуживание соответствующий внешнеэкономический договор (контракт).
1.11. Банковское учреждение, через которое осуществлялись расчеты по передаваемому внешнеэкономическому договору (контракту), прекращает осуществлять переводы денежных средств для выполнения обязательств по этому договору с даты письма о состоянии расчетов, указанного в пункте 1.9 раздела I настоящих Правил.
1.12. Банковское учреждение, в которое передается на обслуживание из другого банковского учреждения внешнеэкономический договор (контракт), имеет право осуществлять расчеты по этому договору после получения в соответствии с пунктом 1.9 раздела I настоящих Правил полной информации по такому договору.
1.13. Банковское учреждение, которое приняло на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт) из другого банковского учреждения, осуществляет контроль за операциями по этому договору со дня получения полной информации по такому договору в соответствии с пунктом 1.9 раздела I настоящих Правил.
1.14. Банковское учреждение, которое приняло на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт) из другого банковского учреждения, ставит на контроль незавершенные операции клиента-резидента, информация о которых получена в соответствии с пунктом 1.9 раздела I настоящих Правил, со дня осуществления этих операций.
1.15. Банковское учреждение, которое приняло на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт) из другого банковского учреждения, в течение двух рабочих дней после получения информации о состоянии расчетов по этому договору в соответствии с пунктом 1.9 раздела I настоящих Правил, направляет банковскому учреждению, через которое ранее осуществлялись расчеты по переданному внешнеэкономическому договору (контракту), письменное подтверждение на бумажном носителе или в электронной форме о получении этой информации и принятии указанного договора на обслуживание.
II. Предельно допустимые сроки расчетов
2.1. Предельно допустимые сроки расчетов по экспортным и импортным операциям резидентов, в том числе расчетов резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества, составляют 180 календарных дней.
2.2. При осуществлении импортной операции оплаченные резидентом нерезиденту товары, работы, услуги, информация, права на результаты интеллектуальной деятельности должны быть поставлены, выполнены, оказаны или переданы резиденту нерезидентом в течение предельно допустимых сроков расчетов со дня осуществления авансового платежа с банковского счета резидента или корреспондентского счета обслуживающего банка (в случае проведения расчетов в форме документарного аккредитива), либо со дня снятия наличных денежных средств с банковского счета резидента для оплаты предмета импорта.
Осуществлением поставки товаров на территорию Донецкой Народной Республики по импортной операции является завершение таможенного оформления товаров (если такие товары подлежат таможенному оформлению) или проставление на товарно-транспортной накладной, подтверждающей фактический ввоз (прибытие) товаров на таможенную территорию Донецкой Народной Республики и приобретение этими товарами статуса товаров Донецкой Народной Республики, отметки об их фактическом ввозе (прибытии) (если такие товары не подлежат таможенному оформлению).
2.3. При осуществлении экспортной операции сумма стоимости предмета экспорта должна быть зачислена на банковский счет резидента в обслуживающем банке в течение предельно допустимых сроков расчетов со дня поставки товара за пределы Донецкой Народной Республики, а в случае экспорта работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности – дня их выполнения, предоставления или передачи резидентом нерезиденту.
Днем выполнения работ, оказания услуг или передачи резидентом нерезиденту информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности является дата подписания документа, который согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта), удостоверяет выполнение резидентом для нерезидента работ, предоставление услуг, передачу информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности нерезиденту.
Осуществлением поставки товара за пределы территории Донецкой Народной Республики по экспортной операции является завершение таможенного оформления товаров (если такие товары подлежат таможенному оформлению) или проставление на товарно-транспортной накладной, подтверждающей фактический вывоз (убытие) товаров с таможенной территории Донецкой Народной Республики и утрату этими товарами статуса товаров Донецкой Народной Республики, отметки о их фактическом вывозе (убытии) (если такие товары не подлежат таможенному оформлению).
2.4. Резиденты обязаны обеспечить в предельно допустимые сроки расчетов возврат в Донецкую Народную Республику денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, работы, услуги, информацию, права на результаты интеллектуальной деятельности, аренду (субаренду) имущества, если эти товары, работы, услуги, информация и права на результаты интеллектуальной деятельности не были поставлены, выполнены, оказаны, переданы нерезидентом.
2.5. Днем возникновения превышения предельно допустимых сроков расчетов по экспортным и импортным операциям является первый календарный день после окончания таких сроков.
2.6. Требования о соблюдении предельно допустимых сроков расчетов по экспортным и импортным операциям резидентов не распространяются на операции, совершаемые Главой Донецкой Народной Республики, Центральным Республиканским Банком, Правительством Донецкой Народной Республики, а также органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством Донецкой Народной Республики на осуществление этих операций.
III. Требования к осуществлению расчетов по экспортным и импортным операциям
1. Расчеты по импортным операциям
3.1. Расчеты по импортным операциям резидентов могут осуществляться:
путем перевода денежных средств с банковского счета резидента в обслуживающем банке на счет нерезидента в иностранном банке;
путем перевода денежных средств с банковского счета, на котором учитывается сумма покрытия по аккредитиву, на счет нерезидента в иностранном банке;
путем снятия наличных денежных средств с банковского счета резидента и их вывоза за пределы Донецкой Народной Республики на основании разрешения на вывоз наличных денежных средств за пределы Донецкой Народной Республики, выданного Центральным Республиканским Банком, для зачисления на счет нерезидента в иностранном банке.
3.2. Расчеты по импортным операциям в российских рублях осуществляются исключительно в безналичной форме.
3.3. Требования пункта 3.2 главы 1 раздела III настоящих Правил не распространяются на операции по возврату ранее осуществленной предоплаты по импортной операции, если расчеты по этой операции осуществлялись наличными денежными средствами.
3.4. Резиденты не имеют права рассчитываться с нерезидентами за товары, поставка которых не предусмотрена на территорию Донецкой Народной Республики.
3.5. Отсчет предельно допустимых сроков расчетов по импортным операциям начинается со следующего календарного дня после дня осуществления авансового платежа путем списания денежных средств с банковского счета резидента или дня снятия наличных денежных средств с банковского счета резидента для оплаты предмета импорта, а в случае применения расчетов в форме документарного аккредитива – со следующего календарного дня после дня осуществления обслуживающим банком авансового платежа в пользу нерезидента путем списания денежных средств со своего корреспондентского счета.
3.6. При осуществлении расчетов по импортным операциям в форме документарного аккредитива обслуживающий банк предоставляет клиенту – резиденту письменное уведомление о списании денежных средств со своего корреспондентского счета в пользу нерезидента, которое должно содержать следующую информацию: наименование и идентификационный код/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика/ идентификационный номер клиента – резидента, наименование нерезидента, наименование банка нерезидента, номер и дату внешнеэкономического договора (контракта), номер и дату аккредитива, валюту и сумму платежа, дату списания денежных средств со своего корреспондентского счета.
3.7. Обслуживающий банк снимает с контроля импортную операцию резидента при наличии одного или нескольких следующих оснований:
а) предъявление резидентом грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) типа ИM40 «Импорт», ИM75 «Отказ от товара в пользу государства», ИM72 «Беспошлинная торговля», если импорт товаров подлежит таможенному оформлению путем оформления ГТД – с даты проставления оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, подтверждающего факт завершения таможенного оформления ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом;
б) предъявление резидентом иного документа, кроме ГТД, который используется для таможенного оформления, если импорт товаров подлежит такому таможенному оформлению – с даты проставления оттиска штампа «Под таможенным контролем» и личной номерной печати должностного лица таможенного органа на таком документе, что удостоверяет фактический ввоз товаров на таможенную территорию Донецкой Народной Республики;
в) предъявление резидентом товарно-транспортной накладной, подтверждающей фактический ввоз (прибытие) товаров на таможенную территорию Донецкой Народной Республики и приобретение этими товарами статуса товаров Донецкой Народной Республики, если импорт товаров не подлежит таможенному оформлению – с даты отметки об их фактическом ввозе (прибытии) на такой товарно-транспортной накладной;
г) предъявление резидентом документа, который согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта), удостоверяет выполнение нерезидентом для резидента работ, предоставление услуг, передачу информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности резиденту – с даты подписания этого документа;
д) направление обслуживающим банком уведомления об отсутствии информации о поступлении резиденту в предельно допустимые сроки расчетов предмета импорта либо об установлении факта превышения предельно допустимых сроков расчетов Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее – Министерство доходов и сборов) – с даты направления такого уведомления;
е) передача на обслуживание в другое банковское учреждение внешнеэкономического договора (контракта), на основании которого осуществляется импортная операция – с даты получения от этого банковского учреждения информации, предусмотренной пунктом 1.15 раздела I настоящих Правил;
ж) получение информации от другого банковского учреждения о зачислении на банковский счет резидента, открытый в этом банковском учреждении, денежных средств, которые поступили от нерезидента в качестве возврата ранее перечисленных денежных средств – с даты такого зачисления.
2. Расчеты по экспортным операциям
3.8. Расчеты по экспортным операциям осуществляются путем получения резидентом от нерезидента оплаты стоимости предмета экспорта путем зачисления денежных средств на банковский счет резидента в обслуживающем банке.
3.9. Отсчет предельно допустимых сроков расчетов по экспортным операциям начинается со следующего календарного дня после:
а) даты проставления оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, подтверждающего факт завершения таможенного оформления ГТД типа ЭК10 «Экспорт», ЭК11 «Реэкспорт» в соответствии с заявленным таможенным режимом, если экспорт товаров подлежит такому таможенному оформлению – после предъявления резидентом указанных ГТД;
б) даты проставления оттиска штампа «Под таможенным контролем» и личной номерной печати должностного лица таможенного органа на товарно-транспортной накладной, удостоверяющей фактический вывоз (убытие) товаров с таможенной территории Донецкой Народной Республики, если экспорт товаров подлежит такому таможенному оформлению – после предъявления резидентом указанной товарно-транспортной накладной;
в) даты отметки о фактическом вывозе (убытии) товаров на товарно-транспортной накладной, подтверждающей фактический вывоз (убытие) товаров с таможенной территории Донецкой Народной Республики и утрату этими товарами статуса товаров Донецкой Народной Республики, если экспорт товаров не подлежит таможенному оформлению – после предъявления резидентом указанной товарно-транспортной накладной;
г) даты подписания документа, который согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта), удостоверяет выполнение резидентом для нерезидента работ, предоставление услуг, передачу информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности нерезиденту – после предъявления резидентом такого документа.
3.10. В случае получения обслуживающим банком от Министерства доходов и сборов информации об экспорте резидентом товаров, отсчет предельно допустимых сроков расчетов по экспортным операциям начинается на основании такой информации.
3.11. Обслуживающий банк снимает с контроля экспортную операцию резидента при наличии одного или нескольких следующих оснований:
а) получение резидентом от нерезидента оплаты стоимости предмета экспорта путем зачисления денежных средств на банковский счет резидента в обслуживающем банке – с даты их зачисления;
б) получение резидентом – новым кредитором (в случае замены кредитора в обязательстве, в соответствии с которым осуществляется экспортная операция) оплаты стоимости предмета экспорта от нерезидента, путем зачисления денежных средств на банковский счет резидента – нового кредитора в обслуживающем банке – с даты их зачисления;
в) направление обслуживающим банком уведомления Министерству доходов и сборов об отсутствии информации о поступлении резиденту оплаты стоимости предмета экспорта либо об установлении факта превышения предельно допустимых сроков расчетов – с даты направления такого уведомления;
г) передача на обслуживание в другое банковское учреждение внешнеэкономического договора (контракта), на основании которого осуществляется экспортная операция, – с даты получения от этого банковского учреждения информации, предусмотренной пунктом 1.15 раздела I настоящих Правил;
д) получение информации другого банковского учреждения о зачислении на банковский счет резидента, открытый в этом банковском учреждении, денежных средств, которые поступили от нерезидента за предмет экспорта – с даты такого зачисления.
3.12. Обслуживающие банки не осуществляют контроль за сроками расчетов по внешнеэкономическим договорам (контрактам), если в соответствии с их условиями товары не вывозятся за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики.
3. Особенности проведения расчетов резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества
3.13. Арендуемое резидентом у нерезидента имущество должно быть передано этому резиденту в течение предельно допустимых сроков расчетов со дня осуществления авансового платежа с банковского счета резидента в обслуживающем банке, а в случае применения расчетов в форме документарного аккредитива – со дня осуществления обслуживающим банком авансового платежа в пользу нерезидента путем списания денежных средств со своего корреспондентского счета.
3.14. При передаче резидентом имущества в аренду (субаренду) нерезиденту, оплата стоимости этой аренды (субаренды) от нерезидента должна зачисляться на банковский счет резидента в обслуживающем банке в течение предельно допустимых сроков расчетов со дня окончания месячного срока пользования арендуемым имуществом.
Исчисление месячного срока пользования арендуемым имуществом начинается со дня передачи этого имущества в аренду (субаренду), оформленной в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта), и возобновляется на следующий день после окончания предыдущего.
3.15. Сумма оплаты за аренду (субаренду) имущества должна соответствовать стоимости арендной платы в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта) за фактический срок (период) пользования таким имуществом.
3.16. Обслуживающий банк снимает с контроля операцию по расчетам резидента за аренду (субаренду) имущества у нерезидента при наличии одного или нескольких следующих оснований:
а) предъявление резидентом акта (актов) или другого документа (документов), которые в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта) подтверждают передачу нерезидентом – арендодателем в аренду (субаренду) имущества резиденту – арендатору и использование резидентом арендованного у нерезидента имущества в течение срока, за который была проведена оплата – с даты подписания документа, подтверждающего фактический срок (период) пользования арендуемым имуществом;
б) направление обслуживающим банком Министерству доходов и сборов уведомления об установлении факта превышения предельно допустимых сроков расчетов либо превышения суммы оплаты за аренду (субаренду) у нерезидента имущества над стоимостью арендной платы за фактический срок пользования имуществом – с даты направления такого уведомления;
в) передача на обслуживание в другое банковское учреждение внешнеэкономического договора (контракта), на основании которого осуществляются расчеты за аренду (субаренду) – с даты получения от этого банковского учреждения информации, предусмотренной пунктом 1.15 раздела I настоящих Правил;
г) получение информации от другого банковского учреждения о зачислении на банковский счет резидента, открытый в этом банковском учреждении, денежных средств, которые поступили от нерезидента в качестве возврата ранее перечисленных денежных средств – с даты такого зачисления.
3.17. Обслуживающий банк снимает с контроля операцию резидента по аренде (субаренде) у нерезидента движимого имущества при условии предоставления резидентом ГТД типа ИМ31 «Временный ввоз товаров», товарно-транспортной накладной или другого документа, которые подтверждают фактический ввоз (прибытие) арендуемого имущества на территорию Донецкой Народной Республики.
3.18. Обслуживающий банк снимает с контроля операцию по расчетам за предоставленное нерезиденту в аренду (субаренду) имущество при наличии одного или нескольких следующих оснований:
а) зачисление стоимости арендной платы на банковский счет резидента в обслуживающем банке – с даты такого зачисления;
б) направление обслуживающим банком Министерству доходов и сборов уведомления об установлении факта превышения предельно допустимых сроков расчетов – с даты направления такого уведомления;
в) передача на обслуживание в другое банковское учреждение внешнеэкономического договора (контракта), на основании которого осуществляются расчеты за аренду (субаренду), – с даты получения от этого банковского учреждения информации, предусмотренной пунктом 1.15 раздела I настоящих Правил;
г) получение информации другого банковского учреждения о зачислении на банковский счет резидента, открытый в этом банковском учреждении, денежных средств, которые поступили от нерезидента за аренду (субаренду) – с даты такого зачисления.
4. Расчеты наличными денежными средствами
3.19. Наличные денежные средства при осуществлении расчетов по импортным и экспортным операциям могут использоваться исключительно в следующих случаях:
а) при осуществлении расчетов по импортной операции путем вывоза снятых с банковского счета резидента наличных денежных средств за пределы Донецкой Народной Республики на основании разрешения на вывоз наличных денежных средств за пределы Донецкой Народной Республики, выданного Центральным Республиканским Банком;
б) при возврате ранее осуществленной предоплаты по импортной операции путем зачисления на банковский счет резидента наличных денежных средств, если расчеты по этой операции осуществлялись наличными денежными средствами;
в) при возврате неиспользованных наличных денежных средств путем их зачисления на банковский счет резидента, которые ранее были сняты с банковского счета резидента с целью вывоза за пределы Донецкой Народной Республики на основании разрешения на вывоз наличных денежных средств за пределы Донецкой Народной Республики, выданного Центральным Республиканским Банком;
г) при оплате по внешнеэкономическому договору (контракту) либо по экспортной операции без заключения договора путем внесения резидентом наличных денежных средств на свой банковский счет.
3.20. При снятии наличных денежных средств с банковского счета с целью осуществления расчетов по импортным операциям наличными денежными средствами резидент должен предоставить в обслуживающий банк разрешение на вывоз наличных денежных средств за пределы Донецкой Народной Республики, выданное Центральным Республиканским Банком, и указать в расходном кассовом документе номер и дату этого разрешения.
3.21. В случаях, установленных подпунктами «б»-«г» пункта 3.19 главы 4 раздела III настоящих Правил, наличные денежные средства подлежат зачислению на банковский счет резидента через транзитный счет.
3.22. При внесении на транзитный счет наличных денежных средств с целью их зачисления на банковский счет резидента в случаях, установленных подпунктами «б»-«г» пункта 3.19 главы 4 раздела III настоящих Правил, в приходном кассовом документе либо в препроводительной ведомости к сумке (в случае доставки наличных денег службой инкассации Центрального Республиканского Банка) необходимо указывать:
номер и дату внешнеэкономического договора (контракта) или документа, подтверждающего передачу товаров, работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности резиденту (нерезиденту) в случае проведения операции без заключения внешнеэкономического договора (контракта);
наименование операции (оплата нерезидента за товары, работы, услуги, информацию, права на результаты интеллектуальной деятельности; возврат предоплаты по импортной операции; возврат неиспользованной суммы наличных денежных средств с указанием даты и номера разрешения на вывоз наличных денежных средств за пределы Донецкой Народной Республики);
наименование нерезидента, страну его местонахождения.
3.23. Резидент обязан в течение десяти рабочих дней после зачисления наличных денежных средств на транзитный счет предоставить в обслуживающий банк документы, необходимые для осуществления валютного контроля: оригиналы и копии внешнеэкономических договоров (контрактов) с нерезидентами, спецификаций, счетов, ГТД или других документов, которые используются для таможенного оформления, товарно-транспортных накладных, а также документов, которые согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта), удостоверяют выполнение резидентом для нерезидента работ, предоставление услуг, передачу информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности нерезиденту и прочих документов.
3.24. До момента перевода денежных средств с транзитного счета на банковский счет резидент имеет право обратиться в обслуживающий банк с письменным заявлением, оформленным в произвольной форме, подписанным этим резидентом или его уполномоченным лицом (представителем) и заверенным оттиском его печати (при наличии) с целью уточнения данных, предусмотренных пунктом 3.23 главы 4 раздела III настоящих Правил.
3.25. Обслуживающий банк вносит в журнал (журналы) контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным операциям резидентов информацию об осуществленных операциях с наличными денежными средствами, указанных в главе 4 раздела III настоящих Правил, в соответствии с требованиями, установленными в главе 3 раздела IV настоящих Правил.
IV. Осуществление контроля за расчетами по экспортным и импортным операциям
1. Предоставление резидентами информации в обслуживающий банк
4.1. Резиденты обязаны предоставлять в обслуживающий банк внешнеэкономические договоры (контракты) с нерезидентами, спецификации, счета; ГТД или другие документы, которые используются для таможенного оформления; товарно-транспортные накладные, подтверждающие перемещение товара через таможенную границу Донецкой Народной Республики; документы, которые согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта) удостоверяют выполнение работ, предоставление услуг, передачу информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности и прочие документы об экспортных и импортных операциях (в том числе расчетах с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества), оформленные и зарегистрированные в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики, а также другие документы, связанные с расчетами, которые они осуществляют или намерены осуществлять через этот обслуживающий банк.
4.2. Обслуживающий банк самостоятельно принимает решение о необходимости предоставления резидентами документов, связанных с осуществлением расчетов по экспортным и импортным операциям, в том числе расчетов резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества, других расчетов с нерезидентами, которые осуществляются или будут осуществляться через этот обслуживающий банк, а также определяет перечень таких документов для выяснения состояния расчетов и осуществления контроля за соблюдением резидентами предельно допустимых сроков расчетов.
4.3. Резидент предоставляет оригиналы установленных пунктами 4.1, 4.2 главы 1 раздела IV настоящих Правил документов (включая документы в электронной форме) и (или) их копии (включая электронные копии документов).
4.4. Электронные копии документов создаются путем сканирования с оригинала документа на бумажном носителе информации и удостоверяются электронной подписью этого резидента (уполномоченного лица или представителя резидента) в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об электронной подписи». Электронные копии документов могут предоставляться средствами системы дистанционного обслуживания.
4.5. Копии документов на бумажном носителе, которые подаются резидентом в обслуживающий банк, заверяются подписью резидента (уполномоченного лица или представителя резидента) и оттиском его печати (при наличии).
4.6. Если документы составлены на иностранном языке, должен предоставляться также их перевод на русский язык, заверенный подписью резидента (уполномоченного лица или представителя резидента) и оттиском его печати (при наличии).
Не переводятся документы, текст которых изложен на иностранном языке с одновременным его изложением на русском языке.
4.7. Не переводятся документы, составленные на иностранном языке, при условии, что они отличаются только цифровой информацией и (или) данными относительно конкретных физических лиц (фамилия, имя и отчество, место проживания) или юридических лиц (наименование, местонахождение) от образца, который переведен с иностранного языка с соблюдением требований пункта 4.6 главы 1 раздела IV настоящих Правил.
4.8. По требованию обслуживающего банка резидент обязан предоставить оригиналы документов на бумажном носителе.
4.9. Копии предоставленных документов на бумажном носителе сверяются с их оригиналами на бумажном носителе. Оригиналы документов на бумажном носителе возвращаются резиденту, а их копии на бумажном носителе должны храниться обслуживающим банком в течение пяти лет после истечения срока их действия и (или) исполнения обязательств по ним.
4.10. Оригиналы документов в электронной форме и электронные копии документов подлежат хранению обслуживающим банком в электронном архиве в течение пяти лет после истечения срока их действия и (или) исполнения обязательств по ним.
4.11. Предоставленные резидентами документы не принимаются обслуживающим банком в следующих случаях:
выявление в предоставленных документах недостоверной и (или) противоречивой информации;
несоответствие предоставленных документов требованиям, установленным нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
2. Осуществление контроля за сроками расчетов
4.12. Обслуживающий банк осуществляет контроль за соблюдением резидентом предельно допустимых сроков расчетов по:
а) экспортным операциям резидента, если на дату поставки товара за пределы территории Донецкой Народной Республики или дату выполнения резидентом работ, оказания услуг, передачи информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности, расчеты по таким операциям не завершены, а именно, денежные средства от продажи предмета экспорта не зачислены на банковский счет резидента в обслуживающем банке или зачислены не в полном объеме, либо у обслуживающего банка нет информации о завершении расчетов по таким операциям;
б) экспортным операциям резидента, если после поставки товара за пределы территории Донецкой Народной Республики или выполнения резидентом работ, оказания услуг, передачи информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности резидентом произведен возврат денежных средств, поступивших ранее от нерезидента в качестве оплаты за предмет экспорта;
в) импортным операциям резидента, если на дату списания денежных средств с его банковского счета (в случае применения расчетов в форме документарного аккредитива – на дату осуществления обслуживающим банком перевода в пользу нерезидента путем списания денежных средств со своего корреспондентского счета) или снятия наличных денежных средств с банковского счета резидента для осуществления оплаты предмета импорта, оплаченный товар не был поставлен на территорию Донецкой Народной Республики, оплаченные работы, услуги, информация, права на результаты интеллектуальной деятельности не выполнены, не оказаны и не переданы нерезидентом резиденту, либо у обслуживающего банка нет информации о приобретении оплаченным товаром статуса товара Донецкой Народной Республики, принятии или получении резидентом работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента;
г) операциям резидента, если после оплаты нерезиденту за предмет импорта оплаченные и поставленные на территорию Донецкой Народной Республики товары были возвращены нерезиденту;
д) операциям резидента, если в соответствии с условиями агентского (субагентского) договора, заключенного с нерезидентом для реализации услуг нерезидента, оплаченные нерезиденту услуги не были им оказаны;
е) операциям резидента по аренде (субаренде) имущества у нерезидента, если на дату списания арендной платы с его банковского счета (в случае применения расчетов в форме документарного аккредитива – с корреспондентского счета обслуживающего банка), арендуемое имущество не было получено резидентом и (или) не было в пользовании у резидента;
ж) операциям резидента по передаче нерезиденту имущества в аренду (субаренду), если после передачи арендуемого имущества нерезиденту арендная плата за его пользование не была зачислена на банковский счет резидента в обслуживающем банке.
4.13. Если внешнеэкономический договор (контракт) предусматривает поставку предмета экспорта либо осуществление платежа при осуществлении оплаты предмета импорта в несколько этапов, то обслуживающий банк осуществляет контроль за сроками расчетов по экспортным операциям отдельно по каждому факту осуществления поставки предмета экспорта, а по импортным операциям – отдельно по каждому факту осуществления платежа.
4.14. При наличии нескольких документов с разными датами подписания (оформления) с целью контроля за соблюдением резидентом предельно допустимых сроков расчетов используется тот из документов, который подтверждает фактическую поставку предмета экспорта или импорта в соответствии с условиями, предусмотренными внешнеэкономическим договором (контрактом), и который подписан (оформлен) ранее.
4.15. Обслуживающий банк в целях осуществления контроля за полнотой расчетов по экспортным, импортным операциям, в том числе расчетов резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества, использует предусмотренные во внешнеэкономическом договоре (контракте) условия пересчета валюты цены в валюту платежа, если согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта) валюта платежа отличается от валюты цены.
4.16. При отсутствии во внешнеэкономическом договоре (контракте) условий или документов, предусмотренных этим договором, которые дают возможность однозначно определить курс (кросс-курс), по которому осуществляется пересчет валюты цены внешнеэкономического договора (контракта) в валюту платежа, обслуживающий банк с целью контроля использует:
официальный курс валюты к российскому рублю, установленный Центральным Республиканским Банком на дату списания денежных средств с банковского счета резидента при осуществлении платежа (зачисления денежных средств на банковский счет резидента), если одной из валют является российский рубль;
кросс-курс, рассчитанный на основании официальных курсов валют, установленных Центральным Республиканским Банком на дату списания денежных средств с банковского счета резидента при осуществлении платежа (зачисления денежных средств на банковский счет резидента).
4.17. Сумма стоимости предмета экспорта (предмета импорта) либо сумма денежных средств, которая должна поступить от нерезидента, может быть уменьшена, если в течение выполнения обязательств по внешнеэкономическому договору (контракту):
а) происходит пересмотр цены товаров в связи с несоответствием их количественных и (или) качественных характеристик условиям внешнеэкономического договора (контракта) – на сумму недопоставленных (недополученных) и (или) некачественных товаров.
Решение о таком несоответствии принимает Международный коммерческий арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате или другой орган (экспертная организация и тому подобное), уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям государства местонахождения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны согласно условиям этого договора;
б) происходит пересмотр цены товаров в результате действия форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и (или) качественных характеристик товара, – на сумму недопоставленных (недополученных) и (или) некачественных товаров.
Изменение цены товара должно быть подтверждено Торгово-промышленной палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям государства местонахождения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны согласно условиям этого договора;
в) товары уничтожены, конфискованы, испорчены, украдены, утеряны – на сумму их стоимости (если право собственности на товар в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта) принадлежит резиденту).
Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошли такие события;
г) происходит оформленный в соответствии с таможенным законодательством Донецкой Народной Республики полный или частичный возврат резиденту товаров, которые были поставлены нерезиденту по внешнеэкономическому договору (контракту), в том числе, в связи с полным или частичным невыполнением сторонами взаимных обязательств по этому договору – на сумму стоимости таких товаров;
д) происходит оформленный в соответствии с таможенным законодательством Донецкой Народной Республики полный или частичный возврат нерезиденту товаров, которые были поставлены резиденту по внешнеэкономическому договору (контракту), в том числе, в связи с полным или частичным невыполнением сторонами взаимных обязательств по этому договору – на сумму стоимости таких товаров.
е) происходит возврат резиденту от нерезидента суммы предоплаты (оплаты) – на сумму денежных средств, которые были возвращены;
ж) происходит оплата резидентом комиссионных вознаграждений (оплата услуг) иностранных банков, если такая оплата подтверждается соответствующим банковским документом (подтверждение не требуется, если оплата комиссионного вознаграждения предусмотрена внешнеэкономическим договором (контрактом) и по каждому отдельному платежу не превышает 2500 российских рублей или эквивалент этой суммы в другой валюте, рассчитанный по официальному курсу валюты, установленному Центральным Республиканским Банком на день зачисления денежных средств на банковский счет резидента) – с даты такой оплаты – на сумму указанной оплаты;
з) осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (услуг) за пределами Донецкой Народной Республики – на сумму уплаченных налогов. Осуществление налогообложения удостоверяется письменным объяснением резидента – экспортера.
Обслуживающий банк для целей настоящего подпункта вправе также требовать у резидента подтверждения налогового органа страны нерезидента по уплате соответствующей суммы налогов.
4.18. Сумма предварительной оплаты, возвращенная нерезидентом в связи с невыполнением сторонами своих обязательств, может быть уменьшена на сумму комиссионных вознаграждений, удержанных иностранными банками, если оплата комиссионных вознаграждений резидентом-получателем денежных средств подтверждена соответствующим банковским документом (подтверждение не требуется, если оплата комиссионного вознаграждения предусмотрена внешнеэкономическим договором (контрактом) и по каждому отдельному платежу не превышает 2500 российских рублей, или эквивалент этой суммы в другой валюте, рассчитанный по официальному курсу валюты, установленному Центральным Республиканским Банком на день зачисления денежных средств на банковский счет резидента).
4.19. Если в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) между двумя его сторонами осуществляется импорт и экспорт услуг, операции, которые находятся на контроле в обслуживающем банке, могут быть сняты с контроля или уменьшены на сумму оказанных встречных услуг по этому договору.
4.20. В случаях отсутствия необходимой информации о перемещении товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики для осуществления валютного контроля, либо наличия неполной или противоречивой информации, обслуживающий банк запрашивает у Министерства доходов и сборов информацию о таможенных декларациях и других документах, подтверждающих ввоз в Донецкую Народную Республику и вывоз из Донецкой Народной Республики товаров.
4.21. Запросы обслуживающего банка, установленные пунктом 4.20 главы 2 раздела IV настоящих Правил, а также ответы на эти запросы Министерства доходов и сборов направляются через Центральный Республиканский Банк.
Указанные запросы и ответы на эти запросы направляются по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде с использованием средств защиты информации удостоверяющего центра Центрального Республиканского Банка и заверяются электронной подписью уполномоченного лица банковского учреждения в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об электронной подписи».
4.22. Банковское учреждение, которое ранее являлось обслуживающим банком по внешнеэкономическому договору (контракту), передает информацию новому обслуживающему банку в следующих случаях:
а) при зачислении денежных средств, которые поступили от нерезидента в качестве возврата ранее перечисленных денежных средств, на банковский счет резидента, открытый в этом банковском учреждении, после передачи на обслуживание внешнеэкономического договора (контракта) в новый обслуживающий банк. При этом в сообщении указывается вся имеющаяся в реквизитах платежа информация, номер и дата внешнеэкономического договора (контракта), сумма и валюта платежа, дата его зачисления на банковский счет;
б) при зачислении денежных средств, которые поступили от нерезидента за предмет экспорта или за аренду (субаренду) на банковский счет резидента, открытый в этом банковском учреждении, после передачи на обслуживание внешнеэкономического договора (контракта) в новый обслуживающий банк. При этом в сообщении указывается вся имеющаяся в реквизитах платежа информация, номер и дата внешнеэкономического договора (контракта), сумма и валюта платежа, дата его зачисления на банковский счет.
4.23. Информация, необходимость предоставления которой одним банковским учреждением другому банковскому учреждению установлена настоящими Правилами, оформляется на бланке для писем, заверяется подписями уполномоченных лиц и оттиском печати банковского учреждения, и предоставляется через клиента-резидента, информация об операциях которого содержится в этом письме, или направляется в банковское учреждение по письменному разрешению этого клиента-резидента.
Указанная информация может предоставляться по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде с использованием средств защиты информации удостоверяющего центра Центрального Республиканского Банка, и должна быть заверена электронной подписью уполномоченного лица банковского учреждения в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об электронной подписи».
3. Порядок ведения журнала контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным операциям резидентов
4.24. Обслуживающий банк вносит информацию об импортных и экспортных операциях клиентов – резидентов, в том числе их операциях с нерезидентами по аренде (субаренде) имущества, расчеты по которым осуществлялись через этот обслуживающий банк или были переведены к нему на обслуживание, в журнал (журналы) контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным операциям резидентов (далее – журнал).
4.25. Журнал ведется в электронном виде с ежедневным обновлением информации о всех осуществленных операциях и хранится в течение пяти лет со дня осуществления операций, внесенных в него.
4.26. Информация об импортной операции фиксируется обслуживающим банком в журнале после наступления одного из событий:
осуществления платежа с банковского счета резидента для оплаты за предмет импорта;
снятия наличных денежных средств с банковского счета резидента для оплаты за предмет импорта;
осуществления обслуживающим банком платежа со своего корреспондентского счета в пользу нерезидента при применении расчетов в форме документарного аккредитива;
получения информации от другого банковского учреждения о передаче на обслуживание внешнеэкономического договора (контракта).
4.27. В журнал вносится следующая информация об импортной операции резидента:
номер и дата внешнеэкономического договора (контракта) или документа, подтверждающего передачу товаров, работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности резиденту в случае проведения операции без заключения внешнеэкономического договора (контракта);
наименование и идентификационный код/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика/идентификационный номер резидента;
сумма и код валюты, дата списания денежных средств (снятия наличных денежных средств) с банковского счета резидента или осуществления обслуживающим банком платежа со своего корреспондентского счета в пользу нерезидента при применении расчетов в форме документарного аккредитива;
дата окончания предельно допустимых сроков расчетов;
номер и дата разрешения на вывоз наличных денежных средств за пределы Донецкой Народной Республики для оплаты по внешнеэкономической операции (при наличии);
наименование нерезидента – стороны внешнеэкономического договора (контракта), а также страна его местонахождения;
номер документа, который подтверждает приобретение товарами статуса товаров Донецкой Народной Республики и дата приобретения ими такого статуса или номер и дата документа, подтверждающего импорт работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности;
стоимость фактически поставленного предмета импорта, код валюты;
дата и номер уведомления, направленного Министерству доходов и сборов (если таковое направлялось);
номер и дата решения о продлении предельно допустимых сроков расчетов (при наличии);
курс пересчета валюты цены в валюту платежа (при необходимости);
сумма и код валюты, дата, номер и наименование документа, подтверждающего изменение стоимости предмета импорта в результате его возврата, пересмотра цены, уничтожения, конфискации, порчи, утери товаров и прочее (при необходимости);
способ проведения расчетов (наличный, безналичный);
порядок проведения расчетов (авансовый платеж или оплата за фактически осуществленный импорт товаров, работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности);
другая имеющаяся информация, в том числе, о передаче внешнеэкономического договора (контракта) на обслуживание в другой обслуживающий банк.
4.28. Информация об экспортной операции фиксируется обслуживающим банком в журнале после наступления одного из событий:
получения информации от Министерства доходов и сборов об осуществлении резидентом экспорта товаров;
получения информации от другого банковского учреждения о передаче на обслуживание внешнеэкономического договора (контракта);
зачисления на банковский счет резидента денежных средств по экспортной операции;
предоставления резидентом информации об экспортной операции.
4.29. В журнал вносится следующая информация об экспортной операции резидента:
номер и дата внешнеэкономического договора (контракта) или документа, подтверждающего передачу товаров, работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности нерезиденту в случае проведения операции без заключения внешнеэкономического договора (контракта);
наименование и идентификационный код/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика/идентификационный номер резидента;
сумма, код валюты и дата зачисления денежных средств на банковский счет резидента;
номер документа, который подтверждает утрату товарами статуса товаров Донецкой Народной Республики и дата утраты ими такого статуса или номер и дата документа, подтверждающего экспорт работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности;
дата окончания предельно допустимого срока расчетов;
стоимость фактически поставленного предмета экспорта, код валюты;
наименование нерезидента – стороны внешнеэкономического договора (контракта), а также страна его местонахождения;
дата и номер уведомления, направленного Министерству доходов и сборов (если таковое направлялось);
номер и дата решения о продлении предельно допустимых сроков расчетов (при наличии);
курс пересчета валюты цены в валюту платежа (при необходимости);
сумма и код валюты, дата, номер и наименование документа, подтверждающего изменение стоимости предмета экспорта в результате его возврата, пересмотра цены, уничтожения, конфискации, порчи, утери товаров и прочее (при необходимости);
способ проведения расчетов (наличный, безналичный);
порядок проведения расчетов (авансовый платеж или оплата за фактически осуществленный экспорт товаров, работ, услуг, информации, прав на результаты интеллектуальной деятельности);
другая имеющаяся информация, в том числе о передаче внешнеэкономического договора на обслуживание в другой обслуживающий банк.
4.30. В журнал вносится следующая информация о расчетах резидентов с нерезидентами за аренду (субаренду) имущества:
дата и номер внешнеэкономического договора (контракта) аренды (субаренды);
наименование и идентификационный код/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика/идентификационный номер резидента;
наименование нерезидента – стороны внешнеэкономического договора (контракта), а также страна его местонахождения;
сумма, код валюты и дата списания денежных средств с банковского счета резидента либо осуществления обслуживающим банком платежа со своего корреспондентского счета в пользу нерезидента при применении расчетов в форме документарного аккредитива или дата зачисления денежных средств на банковский счет резидента;
дата окончания предельно допустимых сроков расчетов;
дата и номер документа, подтверждающего передачу нерезидентом имущества в аренду (субаренду) резиденту, либо дата и номер документа, подтверждающего передачу резидентом имущества в аренду (субаренду) нерезиденту;
дата и номер документа, подтверждающего использование резидентом (нерезидентом) имущества, переданного в аренду (субаренду);
дата и номер уведомления, направленного Министерству доходов и сборов (если таковое направлялось);
другая имеющаяся информация, в том числе о передаче внешнеэкономического договора (контракта) на обслуживание в другой обслуживающий банк.
Первый заместитель Председателя Ю.А. Дмитренко