Скачиваний | 4 |
Дата регистрации в Минюсте: | |
Размер файла: | 76 КВ |
Дата публикации: | 17:00 04.11.2015 |
Скачать |
Донецкая Народная Республика
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ,
ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ
Принят Постановлением Народного Совета 2 октября 2015 года
(С изменениями, внесенными Законом от 10.03.2017 № 159-IНС)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
- Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
- Настоящий Закон не распространяется на отношения в сфере:
1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Законом Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 71-IНС «Об информации и информационных технологиях»;
3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
- Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
1) дети (ребенок) – лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
2) доступ детей к информации – возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;
3) знак информационной продукции – графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Закона;
4) зрелищное мероприятие – демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
5) информационная безопасность детей – состояние, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей;
6) информационная продукция – предназначенные для оборота на территории Донецкой Народной Республики продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети интернет);
7) информационная продукция для детей – информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
8) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей– информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Законом;
9) информация порнографического характера –не имеющее научного, медицинского или учебного предназначения описание или фото-, видеоизображение или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными и иными изобразительными средствами) реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения или иных действий сексуального характера, в том числе совершаемых в отношении животных, а также натуралистическое описание или изображение половых органов человека в сексуальных целях или иных интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей;
10) классификация информационной продукции – распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
11) места, доступные для детей – общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;
12) натуралистические изображение или описание –детализированное изображение (описание) человека, животного, предмета, события, явления, действия (бездействия) и (или) их последствий, фиксирующее внимание на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических либо технических процессах объекта изображения (описания);
13) оборот информационной продукции – предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети интернет);
14) эксперт– лицо, отвечающее требованиям настоящего Закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.
Статья 3. Законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Законодательство Донецкой Народной Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, основывается на Конституции Донецкой Народной Республики, состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
- Если международным договором Донецкой Народной Республики, ратифицированном в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относятся:
1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
2) разработка и реализация государственных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;
3) установление порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции;
4) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Законом;
5) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей
- К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 – 10 настоящего Закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
- К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, и иную продукцию, способную причинить вред здоровью детей, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействий), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики № 59-IНС от 29.06.2015 «О средствах массовой информации»;
9) пропагандирующая героизацию нацизма;
10) пропагандирующая религиозный экстремизм и расизм;
11) оправдывающая коллаборационизм;
12) пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
- К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
- Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Закона) до начала ее оборота на территории Донецкой Народной Республики.
- При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
- Классификация информационной продукции (за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи) осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Закона).
- Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и законодательством Донецкой Народной Республики в сфере образования.
- Классификация фильмов осуществляется в соответствии с настоящим Законом и законодательством Донецкой Народной Республики в сфере государственной поддержки кинематографии.
- Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
- К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображения или описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображения или описания этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
- К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, и иной продукции, способной причинить вред здоровью детей, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
- К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Глава 3. Требования к обороту информационной продукции
Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции
- Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
- Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
- Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
- Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:
1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере образования;
2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;
3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;
4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;
5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера;
6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет, кроме сетевых изданий;
7) комментариев и (или) сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.
- В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Закона.
- До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
- Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Закона, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.
- В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.
Статья 12. Знак информационной продукции
- Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, – в виде цифры «0» и знака «плюс»;
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, – в виде цифры «6» и знака «плюс»и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, – в виде цифры «12» и знака «плюс»и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, – в виде цифры «16» и знака «плюс»и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, – в виде цифры «18» и знака «плюс»и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
- Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.
- Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.
- Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.
- Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на одном из государственных языков, установленных Конституцией Донецкой Народной Республики.
Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания
- Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 1 – 5 части 2 статьи 5 настоящего Закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.
- Информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 7 часов до 21 часа, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи.
- Распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
- Распространение посредством радиовещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Закона, за исключением радиопередач, транслируемых в эфире без предварительной записи, сопровождается сообщением об ограничении распространения такой информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
- При размещении сообщений о распространении посредством теле- и радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
Статья 14. Дополнительные требования к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей
- Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети интернет в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
- Сайт в информационно-телекоммуникационной сети интернет, не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции, установленных частью 3 статьи 6 настоящего Закона. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Статья 15. Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей
- В информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети интернет), не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
- Содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет.
- Содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям статей 7-10 настоящего Закона.
Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей
- Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
- Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.
- Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Глава 4. Экспертиза информационной продукции
Статья 17. Общие требования к экспертизе информационной продукции
- Экспертиза информационной продукции проводится в целях обеспечения информационной безопасности детей по решению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, или по решению суда экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями.
(Часть 1 статьи 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 10.03.2017 № 159-IНС)
- Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица-предприниматели, общественные объединения, иные некоммерческие организации, физические лица вправе обращаться для проведения экспертизы информационной продукции в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, который в срок не более чем десять рабочих дней, с момента поступления соответствующего обращения, принимает решение о направлении указанного обращения эксперту, экспертам и (или) в экспертную организацию.
(Часть 2 статьи 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 10.03.2017 № 159-IНС)
- Экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
- Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, выдает аттестаты аккредитации, приостанавливает или прекращает действие выданных аттестатов аккредитации, ведет реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций.
- Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).
- В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц:
1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности;
2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями, а также связанными лицами производителей, распространителей информационной продукции или продукции, которая рекламируется, иными заинтересованными лицами.
- Порядок проведения экспертизы информационной продукции разрабатывается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, с соблюдением требований настоящего Закона и утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
- Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать четырнадцать рабочих дней с момента поступления к эксперту, экспертам и (или) в экспертные организации решения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, о проведении экспертизы информационной продукции, решения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере зашиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, о направлении обращения лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, или решения суда.
В случае необходимости срок производства экспертизы может быть продлен на четырнадцать рабочих дней республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, по мотивированному ходатайству эксперта, экспертов или руководителя экспертной организации.
(Часть 8 статьи 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 10.03.2017 № 159-IНС)
- Расходы, связанные с проведением экспертизы информационной продукции, возмещаются в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Статья 18. Экспертное заключение
- По окончании экспертизы информационной продукции дается экспертное заключение.
- В экспертном заключении указываются:
1) дата, время и место проведения экспертизы информационной продукции;
2) сведения об экспертной организации и эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы);
3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;
4) объекты исследований и материалы, представленные для проведения экспертизы информационной продукции;
5) содержание и результаты исследований с указанием методик;
6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы;
7) выводы о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции.
- Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность согласно законодательства Донецкой Народной Республики.
- В случае несогласия с результатами проведенной экспертизы информационной продукции заинтересованное лицо вправе оспорить экспертное заключение в судебном порядке.
- Экспертное заключение составляется в трех экземплярах для передачи заказчику экспертизы информационной продукции, для направления в течение двух рабочих дней со дня подписания экспертного заключения в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитиюи для хранения у эксперта или в экспертной организации в течение пяти лет.
- Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитиюв информационно-телекоммуникационной сети интернет на своем официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.
- Повторное проведение экспертизы конкретной информационной продукции допускается в порядке, установленном процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики, при рассмотрении судом споров, связанных с результатами проведенной экспертизы информационной продукции.
Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции
- В срок не позднее, чем на следующий рабочий день со дня получения экспертного заключения республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принимает решение:
1) о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции.
Срок для устранения выявленного нарушения не может превышать десять рабочих дней.
2) о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Закона и об отказе в вынесении указанного в пункте 1 настоящей части предписания.
- Неустранение производителем и (или) распространителем информационной продукции допущенных нарушений в срок, установленный в предписании, указанном в пункте 1 части 1 настоящей статьи, является основанием для привлечения производителя и (или) распространителя к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 5. Надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Статья 20. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере массовых коммуникаций, с участием республиканских органов исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сфере образования и науки, в сфере культуры и в сфере использования информационных технологий и связи.
Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также физические лица вправе осуществлять в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики общественный контроль соблюдения требований настоящего Закона.
- При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, физические лица вправе:
1) осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий»;
2) обращаться в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, для проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Нарушение законодательства Донецкой Народной Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Статья 24. Переходные положения
- Совету Министров Донецкой Народной Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
- До приведения законов и нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
- До принятия законодательства Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, предоставить право рассмотрения дел об административных нарушениях уполномоченному должностному лицу республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере массовых коммуникаций, и установить следующие виды ответственности, за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:
1) Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2–10 настоящей части), если эти действия не влекут за собой уголовную ответсвенность, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на физических лиц-предпринимателей, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2) Неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети интернет) информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, –
влечет наложение административного штрафа на физических лиц-предпринимателей, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3) Размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети интернет), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
4) Изготовление, приобретение, хранение, перевозка, распространение, публичная демонстрация юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями детей–
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей с конфискацией материалов или предметов с порнографическими изображениями детей и оборудования, использованного для изготовления таких материалов или предметов, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией материалов или предметов с порнографическими изображениями детей и оборудования, использованного для изготовления таких материалов или предметов.
5) Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди детей, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у детей нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не влекут за собой уголовную ответсвенность, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
6) Действия, предусмотренные пунктом 5 настоящей части, совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети интернет), если эти действия не влекут за собой уголовную ответсвенность, –
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7) Действия, предусмотренные пунктом 5 настоящей части, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не влекут за собой уголовную ответсвенность, –
влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Донецкой Народной Республики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Донецкой Народной Республики.
8) Действия, предусмотренные пунктом 5 настоящей части, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети интернет), если эти действия не влекут за собой уголовную ответсвенность, –
влекут наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с административным выдворением за пределы Донецкой Народной Республики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Донецкой Народной Республики.
9) Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики требований к распространению такой информации, если эти действия не влекут за собой уголовную ответсвенность, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
10) Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей части, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
20 октября 2015 года
№ 79-ІНС