Министерством экономического развития ДНР как уполномоченным органом в сфере закупок за бюджетные средства ведется систематическая работа по анализу эффективности и надлежащего соблюдения норм законодательства о бюджетных закупках. С этой целью министерством ежеквартально выполняется аналитический мониторинг всех закупок за истекший бюджетный период и на постоянной основе осуществляются избирательные мониторинги отдельных закупочных процедур. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
«Деятельность по направлению мониторинга закупок – работа рутинная, но значимая. Мы не просто даем оценку качеству выполняемых закупок. Предоставляемые выводы направлены на предотвращение нарушений, ошибок, оплошностей, чтобы заказчики могли в оптимальные сроки провести процедуру и получить результат, который соответствует фактической потребности организации и в то же время отвечает принципам экономного, рационального расходования бюджетных средств. Положительный отклик заказчиков и высокая результативность последующих закупочных процедур будут служить показателем качества и нашей работы», — подчеркнула и.о. министра экономического развития Виктория Романюк.
Проведенная работа по направлению избирательного мониторинга в I-III кварталах 2018 г. характеризуется следующими количественными показателями:
— завершено 37 избирательных мониторингов в отношении 35 заказчиков, из которых 33 были выбраны для анализа закупочной деятельности по инициативе Минэкономразвития ДНР, 3 – по запросам правоохранительных и контролирующих органов и 1 – по обращению заказчика;
— в ходе осуществленных мониторингов проанализировано 139 процедур закупок, в том числе открытых конкурсов – 119, запросов ценовых предложений – 17, закупок у одного участника – 3;
— состав заказчиков (с указанием их количества), закупки которых были избраны для анализа, в разрезе направлений деятельности:
— здравоохранение – 13;
— органы государственной власти и местного самоуправления – 8;
— образование – 6;
— предоставление услуг по уходу с обеспечением проживания – 3;
— деятельность в области обязательного социального страхования – 3.
— 33 заключения о результатах избирательного мониторинга направлены в правоохранительные и контролирующие органы;
— 6 избирательных мониторингов находятся в работе, из них один по запросу органов прокуратуры.
Следует отметить, что в III квартале 2018 г. отбор заказчиков и закупок для проведения в их отношении избирательного мониторинга выполнялся с применением утвержденной министерством методики применения усредненных показателей при отборе процедур закупок для избирательного мониторинга. Эффективность данного механизма отбора, соответствующего принципам законности, прозрачности и беспристрастности, была подтверждена практикой. У 9 из 10 заказчиков, чьи закупки были выбраны министерством для мониторинга на основании методики, при анализе процедур были обнаружены несоответствия требованиям действующей нормативной правовой базы в данной сфере.
В III квартале основное внимание было уделено закупкам строительных работ в связи с преобладанием этого предмета при проведении процедур в истекшем бюджетном периоде. Кроме того, в фокус избирательного мониторинга попали закупки услуг по благоустройству и очистке, электромонтажные работы, приобретение автомобилей, услуг по обеспечению питанием, которые характеризуются сложностью и высокой стоимостью. Анализ среза закупок, ставших объектами избирательного мониторинга в период с июля по сентябрь 2018 года включительно, позволил выявить нарушения норм законодательства, которые можно охарактеризовать как типичные, а именно:
— нарушение норм по планированию процедур закупок в части несоблюдения требований к заполнению форм планов закупок на соответствующий бюджетный период;
— несоблюдение порядка и сроков размещения и обнародования информации о закупках;
— отсутствие в документации о закупке методики оценки предложений конкурсных закупок или неоднозначный характер её изложения;
— несоответствие описания технических требований к предмету закупки действующим нормам согласно Порядку определения предмета закупки;
— разработка и изложение документации о закупке с применением механизмов, создающих предпосылки для неравнозначной оценки поданных участниками конкурсных предложений.
На основании выполненного анализа можно сделать вывод, что применяемый заказчиками подход к организации процедур закупок требует улучшений в части качественного описания условий и требований, предъявляемых к участникам и их предложениям.
С учетом наработанной практики осуществления избирательных мониторингов заказчикам, чьи закупки подверглись детальному анализу, предоставляются выводы с рекомендациями. Большинство рекомендаций касается оформления документации о закупке в части четкого и взвешенного подхода к установлению критериев оценки и разработке механизма оценки предложений конкурсных закупок, а также максимально полного и однозначного изложения технических требований к предмету закупки с учетом действующих норм законодательства. Также уполномоченным органом в заключениях о результатах проведения мониторинга сделан акцент на необходимость адаптации конкурсной документации к специфике того или иного предмета закупки.
Работа по мониторингу закупок за бюджетные средства ведется в продуктивном взаимодействии с контролирующими и правоохранительными органами, которое способствует своевременному применению мер реагирования и осуществлению надлежащего надзора в данной сфере.
Итоги анализа процедур обобщаются Министерством в целях оценки необходимости оптимизации действующей нормативной базы, содействия адаптивности системы бюджетных закупок вызовам и реалиям современности. Сейчас ведется работа по аналитическому мониторингу закупок за 9 месяцев текущего года, результат которой будет размещен в открытом доступе на сайте Минэкономразвития.