За период с января по сентябрь 2018 года Министерством экономического развития проведена работа в части оптимизации законодательства, регулирующего осуществление закупок за бюджетные средства.
Изменения во Временный порядок о проведении закупок товаров работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике, вступившие в силу с 21.02.2018, позволили значительно упростить работу комитетов по конкурсным закупкам путем снижения документальной нагрузки, отмены необходимости проведения процедур на закупку товаров и услуг по капитальным расходам стоимостью менее предусмотренных пороговых значений, передачи полномочий на проведение закупок в интересах учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования их вышестоящим распорядителям. Кроме того, за истекший период министерством утверждены изменения в Порядок размещения информации на веб-портале по вопросам закупок, Типовое положение о комитете по конкурсным закупкам, Порядок определения предмета закупки и Порядок согласования применения процедуры закупки у одного участника. Данные изменения направлены на приведение указанных нормативных документов в соответствие вступившим в силу изменениям во Временный порядок. Деятельность в части систематизации и оптимизации нормативного регулирования в сфере закупок будет продолжена и в дальнейшем.
Минэкономразвития ДНР проводит регулярную информационно-консультационную работу с членами комитетов по конкурсным закупкам и сопровождение закупочных процедур на веб-портале. Так, в рамках разъяснительной работы с начала года предоставлено 9487 консультаций по вопросам применения норм Временного порядка и других нормативных правовых актов в сфере бюджетных закупок, в том числе на личных приемах – 218, в форме письменных разъяснений – 103. Для наиболее полного охвата обращений в части бюджетных закупок в министерстве организована многоканальная телефонная линия, обратившись на которую все заинтересованные лица могут получить консультацию относительно особенностей проведения процедур, порядка размещения и обнародования информации о закупках, регистрации на веб-портале и ЭТП (Электронная торговая площадка – прим.) министерства. Для удобства заказчиков наиболее востребованные разъяснения по ключевым вопросам размещаются на сайте Минэкономразвития в разделе «Часто задаваемые вопросы».
Продолжена работа по администрированию доступа заказчиков в Единую информационно-телекоммуникационную систему в сфере закупок. На сегодняшний день на веб-портале Уполномоченного органа зарегистрировано 1646 заказчиков. С января по сентябрь 2018 года включительно в адрес министерства поступило 252 заявки о внесении изменений в регистрационные данные уже действующих заказчиков; подтверждено 34 формы регистрационных данных, поданных от новых организаций (учреждений, ведомств). Отмечено, что наиболее частой причиной корректировки регистрационных сведений бюджетных заказчиков являются изменения в составе комитета по конкурсным закупкам.
В соответствии с Порядком размещения информации на веб-портале, а также в целях обеспечения открытости и прозрачности бюджетных закупок, Уполномоченным органом осуществляется администрирование (проверка, подтверждение или отклонение на доработку для устранения замечаний) объявлений о проведении и о результатах процедур. Так, за I-III кварталы текущего года было обработано 3195 объявлений и изменений в их публикации (c общим количеством лотов – 5168), из них:
— по процедурам закупок открытого конкурса – 2686 (84,07%);
— по процедуре закупки у одного участника – 360 (11,27%);
— по запросам ценовых предложений объявлений – 149 (4,66%).
Министерством проанализирована статистика применения бюджетными заказчиками процедуры закупки у одного участника. Данный вид процедуры не является конкурентным и применяется в исключительных случаях после получения согласования Минэкономразвития ДНР. В течение 9 месяцев текущего года заказчиками было подано 185 запросов о согласовании процедуры закупки у одного участника, 53 из которых были отозваны для дальнейшей доработки и/или с целью отмены процедуры закупки. По итогам детального изучения документов, поданных в составе запросов, на предмет обоснованности применения данного вида процедуры, а также соответствия участников и их предложений действующим нормам, Министерством экономического развития предоставлено 130 согласований применения процедур закупок у одного участника и 2 отказа в согласовании. Чаще всего в отчетном периоде закупка у одного участника применялась относительно следующих предметов закупки:
— организации питания в образовательных учреждениях – 13;
— благоустройство территории городов и районов – 13;
— газы промышленные – 12;
— стирка белья для медицинских учреждений – 8;
— услуги спецтехники – 8.
Одним из перспективных направлений трансформации в системе закупок за бюджетные средства является реализация функционала Электронной торговой площадки (ЭТП). С начала работы ЭТП в тестовом режиме на площадке зарегистрированы 150 субъектов хозяйственной деятельности, в том числе: государственных и коммунальных предприятий – 25; юридических лиц других организационно-правовых форм и их филиалов – 86; физических лиц-предпринимателей – 39. В справочнике номенклатуры и цен, который наполняется зарегистрированными на ЭТП субъектами хозяйствования, размещена информация о товарных позициях от 11 предприятий и компаний. За 9 месяцев 2018 года завершена работа по подготовке нормативных документов, регламентирующих функционирование ЭТП. После их утверждения площадка министерства заработает в полнофункциональном режиме с проведением электронных аукционов.
Следует отметить, что деятельность по регулированию бюджетных закупок является платформой для реализации их основных принципов, таких как максимальная экономия и эффективность использования средств, прозрачность информации на всех стадиях закупок, обеспечение добросовестной конкуренции среди участников и отсутствие дискриминации, содействие в предотвращении злоупотреблений.