Специалисты Минэкономразвития прокомментировали законодательные аспекты регулирования регистрации товарных знаков и знаков обслуживания с учетом увеличения запросов и обращений субъектов хозяйствования Донецкой Народной Республики в отношении данного направления деятельности.
Ввиду отсутствия на территории ДНР необходимой законодательной базы в сфере интеллектуальной собственности субъекты хозяйствования не имеют возможности зарегистрировать право собственности на средства индивидуализации, а также получить защиту такого права. Поэтому до законодательного урегулирования данной деятельности и для признания исключительного права на товарный знак, охраны права на товарный знак, защиты от недобросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг Республики Министерством экономического развития был разработан временный порядок государственной регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденный Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 19 июля 2019 г. № 18-7.
Разница между товарными знаками и знаками обслуживания состоит в том, что товарные знаки индивидуализируют товары определенного производителя (например, «Coca-Cola», «NIKE»), а знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых различными субъектами хозяйствования (сеть фаст-фудов «McDonald’s», оператор мобильной связи «МегаФон»).
Для того чтобы зарегистрировать товарный знак, субъекту хозяйствования необходимо предоставить в Министерство экономического развития заявку и определенный пакет документов. В соответствии с временным порядком форма заявки, перечень документов, прилагаемых к ней, а также требования к этим документам, их формы будут утверждены приказами Министерства экономического развития и размещены на официальном сайте.
Что касается процедуры рассмотрения заявок, она включает несколько этапов. Первый этап – формальная экспертиза заявки, которая проводится в течение месяца со дня подачи заявки и включает проверку наличия необходимых документов и их соответствие установленным требованиям.
При положительном результате формальной экспертизы проводится экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака. Экспертиза заявленного обозначения включает проверку товарного знака на отсутствие абсолютных оснований для отказа в регистрации, а также анализ заявленного обозначения на уникальность, оригинальность и отсутствие близких аналогов. При этом в период проведения экспертизы заявки Министерство экономического развития может запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно. Дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение трех месяцев со дня направления соответствующего запроса.
Также в период проведения экспертизы заявитель вправе до принятия по заявке решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов.
По результатам экспертизы заявленного обозначения принимается решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.
На основании решения о государственной регистрации товарного знака Министерство экономического развития в течение месяца со дня уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет непосредственно государственную регистрацию товарного знака.
Сроки регистрации напрямую зависят от полноты предоставления и правильности заполнения требуемых документов и своевременности уплаты соответствующих пошлин.
Таким образом, ключевые аспекты регулирования деятельности в сфере регистрации товарных знаков и знаков обслуживания на сегодняшний день проработаны, однако для их реализации требуется дальнейшее принятие соответствующей нормативной правовой базы.