Вопрос возможного снятия моратория на покупку и продажу земельных ресурсов Украины и заинтересованность в этом иностранного капитала стал в последнее время одним из наиболее актуальных. Экспертное мнение об этом в интервью корреспонденту официального сайта Донецкой Народной Республики высказала депутат Народного Совета ДНР Марина Жейнова.
«Снятие моратория на продажу земли – это вопрос, который обсуждается на Украине уже двадцать пять лет. Он несколько раз продлевался, и в конечном итоге мы видим очередной популистский шаг Зеленского, который заявил о снятии моратория.
Если непредвзято посмотреть на эту ситуацию, то следует рассмотреть следующие факты. Для того чтобы снять мораторий на землю, необходимо принять закон об обороте земель сельхозназначения. До принятия этого закона, как прописано в Земельном кодексе, нельзя землю покупать либо продавать. С принятием закона данные операции уже можно будет производить. Если посмотреть в цифрах, то на Украине сейчас 96% земли – это земли сельхозназначения. Из них 68% принадлежат пайщикам, а это 6,9 млн. человек, из них почти миллион – люди преклонного возраста.
Но мы помним, что основное требование МВФ – это снятие моратория. Пик приходится на 2019–2020 годы, когда своим внешним кредиторам Украина должна отдать по обязательствам порядка 15 млрд. долларов. А мы помним, что МВФ еще ни одну экономику мира не вывел из кризиса, а приводил только к дефолту.
Даже если данный закон будет принят, какие плюсы и минусы могут быть? Например, граждане преклонного возраста смогут продать свои паи и получить какие-то денежные средства. Может быть, на данную землю придут фермеры, которые улучшат севоборот. В целом, на мой взгляд, это сомнительно. Какие же минусы? Если закон будет прописан с коррупционной составляющей, то это выгодно только крупным собственникам, которые будут скупать эту землю за копейки. А население ничего не заработает. Более того, нерезиденты смогут очень легко обойти закон, зарегистрировав резидента на Украине. То есть иностранные компании могут скупать украинские природные ресурсы.
Если взять Европу, например Бельгию или Германию, там 60% земли сельхозназначения находится в государственной собственности. Это в противовес тому, что МВФ предлагает Украине», — рассказала Марина Жейнова.