В 2018 году вступили в силу Законы «О судебной системе ДНР», «О статусе судей» и Уголовно-процессуальный кодекс ДНР, что повлекло за собой определённые изменения в структуре судебной системы. О переменах, связанных с обеспечением доступа к правосудию и защите прав и свобод каждого, а также об итогах работы судебной системы за первое полугодие 2019 года рассказал Председатель Верховного Суда ДНР Андрей Ким. Об этом сообщает пресс-служба Верховного Суда ДНР.
«Еще недавно мы только обсуждали приоритетную задачу 2019 года – создание Апелляционной палаты Верховного Суда, что должно было повысить качество отправления правосудия, ускорить рассмотрение судебных дел, разгрузить надзорную инстанцию, и вот уже подводим предварительные итоги работы судебной системы и Апелляционной палаты Верховного Суда как её составляющей за первое полугодие 2019 года.
Могу сказать, что проделана существенная работа для того, чтобы оптимально организовать многоступенчатую судебную систему, создав дополнительные гарантии вынесения законного судебного решения, подразумевающего защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина.
Чтобы реализовать нормы Закона «О судебной системе ДНР», 6 января 2019 года были подписаны приказы «Об утверждении Временного порядка осуществления гражданского судопроизводства» и «Об утверждении Временного порядка осуществления арбитражного судопроизводства». Необходимость в этом была обусловлена тем, что ранее действующими нормативными правовыми актами Верховного Суда не предусматривалось применение судами норм Гражданского процессуального кодекса Украины и Хозяйственного процессуального кодекса Украины, регламентирующих пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в законную силу судебных решений по гражданским и арбитражным делам. Указанные документы позволили устранить озвученный пробел в правовом регулировании правоотношений, связанных с апелляционным обжалованием не вступивших в законную силу судебных решений по гражданским и арбитражным делам, а также конкретизировать перечень норм Гражданского процессуального кодекса Украины и Хозяйственного процессуального кодекса Украины, применяемых судами ДНР в связи с началом работы апелляционной инстанции и изменениями в деятельности суда кассационной инстанции.
В уголовном судопроизводстве в связи с принятием Народным Советом и вступлением в силу Уголовно-процессуального кодекса ДНР изменились процедуры обжалования и опротестования судебных решений по уголовным делам. На данный момент предусмотрена возможность апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, а также пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке исключительного производства.
Верховным Судом ведётся работа по подготовке и внесению в Народный Совет проектов законов, призванных разрешить пробелы в правовом регулировании судебной ветви власти. Дело в том, что в силу конституционных предписаний Верховный Суд наделён правом законодательной инициативы, разумеется, по вопросам, отнесённым к его компетенции. Начиная с этапа становления судебной системы Республики Верховным Судом разработан пакет законопроектов, направленных на функционирование и дальнейшее развитие судебной системы в переходный период: «О Верховном Суде ДНР», «О судах общей юрисдикции ДНР», «О статусе судей», «О судебной системе ДНР», «О государственной судебной пошлине», «Об арбитражных судах ДНР», «О судебно-экспертной деятельности», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О народных заседателях», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в ДНР», «О Судебном департаменте при Верховном Суде ДНР», проект Кодекса об административных правонарушениях, проект Арбитражного процессуального кодекса ДНР, проект Гражданского процессуального кодекса ДНР, проект закона о Семейном кодексе ДНР. Часть законопроектов, разработанных Верховным Судом, уже принята и действует на территории Республики.
В настоящее время в Народном Совете находятся на рассмотрении наши законопроекты «О Верховном Суде ДНР» и «О Судебном департаменте при Верховном Суде ДНР», призванные на законодательном уровне разрешить вопросы организации деятельности и полномочий Верховного Суда ДНР, а также правового статуса и компетенции Судебного департамента при Верховном Суде (как отдельного юридического лица) по организационному, финансовому и техническому обеспечению судов общей юрисдикции», — рассказал Андрей Ким.
Кроме того, Председатель Верховного Суда отдельно остановился на новшествах в судебной системе.
«Необходимо отметить то, как изменилась процедура рассмотрения судами жалоб на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также дел об административных правонарушениях. Раньше процедура рассмотрения судом дел об административных правонарушениях, подведомственных суду, а также жалоб на постановление государственных и иных органов, должностных лиц по делам об административных правонарушениях, не отнесённых к подведомственности суда, регламентировалась Временным порядком осуществления судопроизводства по делам об административных правонарушениях. При этом как постановление суда, принятое по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, отнесённом к подведомственности суда, так и постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление о наложении административного взыскания по делам об административных правонарушениях, не отнесённых к подведомственности суда, вступало в силу немедленно после его оглашения и являлось окончательным.
На данный момент жалобы на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, не отнесённых к подведомственности суда, рассматриваются судами в соответствии с требованиями главы 31 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18 июля 1963 года. Процедура рассмотрения данных жалоб несколько иная, однако, как и раньше, решения судов по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении являются окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. Дела об административных правонарушениях, подведомственных суду, рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях. В свою очередь постановления суда по результатам рассмотрения названных дел подлежат обжалованию в апелляционном порядке, как это предусмотрено статьёй КУоАП.
Появление в судебной системе Донецкой Народной Республики апелляционной инстанции повлекло за собой и изменения в отношении ставок судебного сбора. Эти изменения уже внесены Народным Советом в Закон «О судебном сборе». Закреплены следующие ставки судебного сбора за подачу апелляционной жалобы на судебные решения: по гражданским делам – при подаче апелляционных жалоб на судебные решения, заявлений о пересмотре судебного решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам на не вступившие в законную силу решения по спорам неимущественного характера – 50 процентов от ставки судебного сбора, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по спорам имущественного характера – 50 процентов от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы; при подаче в установленных законом случаях апелляционной жалобы на определение суда – 200 рублей; по арбитражным делам – при подаче апелляционной жалобы на судебное решение – 50 процентов размера ставки судебного сбора, подлежащей уплате при подаче искового или иного заявления; при подаче в установленных законом случаях апелляционной жалобы на определение суда – 300 рублей. Таким образом, установлены одинаковые ставки судебного сбора за подачу апелляционных и кассационных жалоб», — прокомментировал Андрей Ким.