22 февраля, согласно повестке пленарного заседания Народного Совета, депутаты заслушали отчет министра здравоохранения Ольги Долгошапко о деятельности Минздрава Республики в 2018 году. Об этом сообщает корреспондент официального сайта ДНР.
«На территории Донецкой Народной Республики насчитывается 13 городов и 5 сельских административных районов, в которых функционирует 209 учреждений здравоохранения всех уровней оказания медицинской помощи государственной и муниципальной форм собственности. Первичную помощь в ДНР оказывают 35 центров первичной медико-санитарной помощи, вторичную – 120 городских и 5 районных больниц; третичную – 23 учреждения. Оставшиеся 26 учреждений непосредственную медицинскую помощь не оказывают (учреждения статистики, различного вида медицинских экспертиз, образовательные учреждения, Республиканский центр санитарно-эпидемиологического надзора и прочее).
Численность врачей в Республике на 1 января 2019 года составляет 9110 человек; количество средних медработников – 18 037 человек. Общий дефицит врачей в ДНР составляет более 5000 человек, средних медработников – более 7500 человек.
Самыми важными показателями общественного здоровья любой страны являются демографические показатели, которые характеризуют стабильность и безопасность, а также перспективы ее дальнейшего развития. В 2018 году численность постоянного населения Республики сократилась почти на 30 тыс. человек и составила на 1 января 2019 года, по оперативным данным Главстата ДНР, 2 276,6 тысяч человек.
Структура смертности взрослого населения на протяжении длительного времени остается неизменной: на первом месте – болезни системы кровообращения, на долю которых приходится 66,0%, на втором месте онкологические заболевания – 14,9%, третье место занимают несчастные случаи, травмы и отравления – 5,8%, заболевания органов пищеварения на четвертом месте – 5,1% и далее инфекционные болезни – 2,2% среди всех случаев смерти.
В структуре первичной заболеваемости взрослого населения преобладают болезни органов дыхания (19,5%), системы кровообращения (19,5%), мочеполовой системы (11,2%), болезни глаз (6,7%) и костно-мышечной системы (6,4%). Среди взрослого населения Республики в сравнении с 2017 годом отмечен рост общей заболеваемости на 1,5% при снижении за этот период первичной заболеваемости на 1,7%.
Вместе с тем следует отметить снижение заболеваемости такими социально значимыми болезнями, как туберкулез и ВИЧ/СПИД. Заболеваемость туберкулезом снизилась на 8,7% в сравнении с 2017 годом и на 29,6% в сравнении с довоенным временем, а смертность при данной патологии в 2018 году снизилась в сравнении с 2014 годом на 61,5%.Текущая обеспеченность больных туберкулезом всех категорий полным набором противотуберкулезных препаратов составляет 100%. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2018 году снизилась на 14,4% в сравнении с 2017 годом, СПИДом – на 3%. Увеличился охват антиретровирусным лечением пациентов с 50,3% до 62,0%. Уровень смертности от СПИДа снизился на 5,9%.
Из позитивных результатов 2018 года следует отметить снижение уровня младенческой смертности в сравнении с 2017 годом на 14,5%; в сравнении с 2016 годом – на 32,6%. Структура причин младенческой смертности соответствует критериям ВОЗ.
Анализируя результаты работы всей системы здравоохранения Донецкой Народной Республики, Министерство здравоохранения выделило ряд проблем, имеющих государственное значение и требующих незамедлительного решения на уровне Правительства и Народного Совета Донецкой Народной Республики.
1. Демографическая проблема, решение которой является стратегическим, поскольку от этого зависит безопасность и дальнейшие перспективы развития Донецкой Народной Республики.
2. Проблема обеспечения Республики медицинскими кадрами.
3. Качество оказания медицинской помощи и удовлетворенность ею населения.
4. Материальное обеспечение и оснащение учреждений здравоохранения, в том числе капитальные ремонты больниц.
5. Усовершенствование системы здравоохранения Донецкой Народной Республики.
Прежде всего следует остановиться на усовершенствовании системы здравоохранения, которая была реформирована в рамках «пилотного проекта» реформы здравоохранения Украины 2012 года.
В результате этой реформы сегодня в ДНР из 38 созданных ЦПМСП первичную медицинскую помощь оказывают 35 центров, расположенных в 10 городах и 5 районах Республики. В составе центров функционируют 202 амбулатории и 129 ФАПов/фельдшерских пунктов. Каждый ЦПМСП возглавляет главный врач, в штате имеется главная медсестра, кроме них – до 15 человек административно-хозяйственного аппарата. Каждая амбулатория в качестве административного персонала имеет заведующего и старшую медсестру. В некоторых ЦПМСП в одном здании располагается несколько амбулаторий, каждая из которых имеет свои регистратуру, гардероб, картохранилище, манипуляционный, прививочный кабинеты, дневные стационары. Аналогичная ситуация складывается, когда в одном здании располагаются городская (районная) больница и амбулатория ЦПМСП. Такая организация работы приводит к дублированию функций отдельных служб и кабинетов. Возникают сложности с амбулаторными картами пациентов.
Кроме того, при создании ЦПМСП были искусственно раздуты штаты медицинского персонала (в некоторых ЦПМСП предусмотрено до 26 ставок семейных врачей, что абсолютно необоснованно). При формировании центров врачей-специалистов (терапевтов, педиатров, узких специалистов) в принудительном порядке заставляли проходить переквалификацию во врачей «общей практики-семейной медицины», что привело к полному уничтожению педиатрической службы, а проблема заполнения семейными врачами ЦПМСП так и не была решена.
Какова эффективность работы ЦПМСП? Первичная помощь, на которую была сделана особая ставка, должна обслуживать около 80% всех обращений пациентов. По данным 2018 года, этот показатель не превышает 29% (без учета обращений за стационарной помощью). За 2018 год общее количество амбулаторных посещений составило 20,5 млн, из них в ЦПМСП зарегистрировано 5,1 млн посещений, на вторичном и третичном уровнях – 15,4 млн посещений. При этом врачами ЦПМСП на вторичный и третичный уровень всего было направлено 9,9% пациентов. Остальные 90% пациентов обратились на вторичный и третичный уровень самостоятельно, минуя первичный уровень, что свидетельствует о низком уровне доверия населения к качеству медицинской помощи в ЦПМСП. В связи с этим за 7 лет реформы достигнут фактический результат, который меньше ожидаемого почти в 3 раза.
Какой мы видим путь решения данной проблемы? Прекращение бессмысленного и неэффективного «пилотного проекта» и объединение ЦПМСП с учреждениями здравоохранения вторичного уровня.
Следующая проблема – материальное обеспечение и оснащение учреждений здравоохранения. На сегодня износ оборудования и аппаратуры во многих учреждениях здравоохранения составляет от 65 до 100%. Большинство больниц требуют капитального ремонта, особенно пострадавшие в результате обстрелов.
Обеспечение Республики медицинскими кадрами. Пути решения проблемы:
• повышение уровня зарплаты медработникам;
• льготы молодым специалистам, особенно в сельской местности;
• программа местных стимулов и закрепление ее в виде Указа Главы ДНР;
• государственная программа по обеспечению жильем молодых специалистов;
• закрепление в НПА обязательной отработки по месту распределения 3 лет – для молодых специалистов, получивших образование за бюджетные средства, и 5 лет – для специалистов, проходивших обучение по целевому набору.
Путь решения демографической проблемы – разработка Единой национальной межотраслевой программы «Сохранение народа Донбасса».
Только при условии единого государственного стратегического подхода к решению вышеуказанных проблем и обеспечения тесного межотраслевого взаимодействия возможно сохранение народа Донбасса и создание условий для дальнейшего перспективного развития Донецкой Народной Республики», — сообщила министр.